Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Нидерланды – первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI – начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий – республиканской и монархической.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1. Естественное право в понимании Спинозы…………………………...5
1.1.Суть естественного права…………………………………………………….5
1.2.Человек и право………………………………………………………………7
Глава2. Государство в понимании Спинозы…………………………………10
2.1. Договорная теория государства……………………………………………10
2.2.Верховная власть и свободы индивида……………………………………13
2.3. Полномочия государства……………………………………….…………16
Глава3. Формы государства……………………………………………………19
3.1.Проблемы форм государства…………………………………………….…19
3.2. Монархия……………………………………………………………...….….20
3.3. Аристократия………………………………………………………………..21
3.4.Демократия……………………………………………………………...……23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы……………………………………………………..………..27

Работа содержит 1 файл

готовый материал...содержание.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
ext-align:justify"> 

3.4. Демократия.

                                                                                                                                                      Демократия, считал Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет  надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. «Только тот свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом».

О лучшем способе правления Спиноза отмечал: «Людьми   так должно управлять, чтобы они, открыто исповедуя разные  и противоположные мнения, все-таки жили согласно. Этот способ управления есть самый лучший. В демократическом государстве все оговариваются по  общему решению действовать, а не судить и размышлять, т.е. так как все люди не могут мыслить совершенно одинаково, то они договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большее количество голосов, сохраняя между прочим право отменить это решение, когда увидят лучшее. При этом людей надобно вести так, чтобы им казалось, что их не ведут, а что они живут по собственному своему разуму и по свободному своему изволению, и, таким образом, чтобы их сдерживали только любовь к свободе, стремление приумножить свое состояние и надежда на приобретение  почетных государственных должностей.[9]

Коль  скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и  предназначен для того, чтобы обуздывать аффекты и дурные страсти, в нем  должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы – все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого «определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что кажется таковым». При таком подходе разумным и наиболее могущественным, прочным государством признавалась республика, особенно демократическая. «В демократическом государстве, – писал Спиноза, – менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости».

Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов). Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким крутом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом.

Наиболее  широкой в трактовке Спинозы  является та форма демократии, «где все без исключения подчинены  одним только отечественным законам  и, кроме того, своенравны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на государственную службу». Это, согласно пояснениям Спинозы, означает, что из числа лиц, допускаемых законом к управлению государством такой формы, исключаются иностранцы, женщины, рабы, дети и несовершеннолетние, а также те, кто подвергся бесчестию (вследствие преступления или позорного образа жизни). Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не нa другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном               состоянии,               пребывают               равными.

19

 



Заключение

В историю политической и правовой мысли  Спиноза вошел как прогрессивный  мыслитель-гуманист, критик теологических  политико-правовых идей, один из творцов  светской доктрины государства и  права. Концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

Политико-правовое учение Спинозы было также определенным шагом к постижению сущности государства  и права. Спиноза первым обосновал правовой принцип, согласно которому предметом законодательства могут быть только действия, но не суждения, мысли людей. Он рассматривал политику с научных позиций и поэтому освобождал ее от морали, которая носила в то время религиозный характер. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, «мощи» и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования «границ государственной власти», прогрессивных политико-правовых программных требований.

Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический  поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства. 
 
 
 

 

26

 



   Список  литературы.

  1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией В.С.Нерсесянца - М.: Норма-Инфоб. 2004. – 554с.
  2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007. – 458с.
  3. История политических и правовых учений: основные  классические идеи: учеб.  пособие / С.А.Дробышевский.-2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. –

592с.

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Высшее образование, 2008. – 439с.
  2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 2007. -  486с.
  3. Малахов В.П. История политических и правовых учений.  Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 479с.
  4. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1935.
  5. Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв.: В 2 т М., 1957. Т.2.

27

 



[1]              История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007. – С.132

 

[2]              История политических и правовых учений. Учебник для вузов под общей редакцией В.С.Нерсесянця - М.: Норма-Инфоб. 2004. - С.286

 

[3]              История политических и правовых учений: основные  классические идеи: учеб.  пособие / С.А.Дробышевский.-2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.93 - 94

 

[4]              История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 2007. -  С.163

 

[5]              Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв.: В 2 т М., 1957. Т.2. – гл.2

 

[6]              Малахов В.П. История политических и правовых учений.  Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. – С.238

 

[7]              Малахов В.П. История политических и правовых учений.  Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. – С. 289

 

[8]              История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Высшее образование, 2008. – С.102

 

[9]              История политических и правовых учений: основные  классические идеи: учеб.  пособие / С.А.Дробышевский.-2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – С.96

 


Информация о работе Формы государства