Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Нидерланды – первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI – начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий – республиканской и монархической.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1. Естественное право в понимании Спинозы…………………………...5
1.1.Суть естественного права…………………………………………………….5
1.2.Человек и право………………………………………………………………7
Глава2. Государство в понимании Спинозы…………………………………10
2.1. Договорная теория государства……………………………………………10
2.2.Верховная власть и свободы индивида……………………………………13
2.3. Полномочия государства……………………………………….…………16
Глава3. Формы государства……………………………………………………19
3.1.Проблемы форм государства…………………………………………….…19
3.2. Монархия……………………………………………………………...….….20
3.3. Аристократия………………………………………………………………..21
3.4.Демократия……………………………………………………………...……23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы……………………………………………………..………..27

Работа содержит 1 файл

готовый материал...содержание.doc

— 119.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава1. Естественное право в понимании Спинозы…………………………...5

1.1.Суть естественного права…………………………………………………….5
1.2.Человек и право………………………………………………………………7

Глава2. Государство в понимании Спинозы…………………………………10

2.1. Договорная теория государства……………………………………………10

2.2.Верховная власть и свободы индивида……………………………………13

2.3. Полномочия государства……………………………………….…………16

Глава3. Формы государства……………………………………………………19

3.1.Проблемы форм государства…………………………………………….…19

3.2. Монархия……………………………………………………………...….….20

3.3. Аристократия………………………………………………………………..21

3.4.Демократия……………………………………………………………...……23

Заключение………………………………………………………………….……26

Список литературы……………………………………………………..………..27

 

 



Введение.

В XVII веке одним из самых видных западноевропейских специалистов в области политологии и юриспруденции был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) – автор широко известных работ «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1675) и «Политический трактат»  (1677) . В этих произведениях сформулирован ряд идей, которые после завершения жизненного пути Спинозы приобрели статус классических и нашли широкое применение в политической науке и практике.

Когда речь идет о Спинозе, то  разумеется, имеется в виду западноевропейское общество XVII в. В данном столетии происходит интенсивный рост, по крайней мере,  в некоторых наиболее развитых странах или даже областях, буржуазных социально-экономических отношений, бравших верх над вековыми феодальными отношениями.

Нидерланды – первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI – начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика. Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий – республиканской и монархической. Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи.

Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки им теоретических основ светского «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Спинозы как прогрессивного раннебуржуазного мыслителя. Политико-правовые учения Спинозы, отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.

4

 



Глава1. Естественное  право в понимании Спинозы. 

1.1.Суть естественного права.

 Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.

На  таком понимании законов природы  строится и  трактовка Спинозой естественного  права, поскольку человек  –  это  частичка природы и на него, как  и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. «Итак,– писал Спиноза,– под именем естественного права я подразумеваю не что иное, как собственные законы и собственное могущество природы. Поэтому во всей природе, а, следовательно, и во всех отдельных существах, естественное право простирается настолько, насколько простирается ее могущество, поэтому все, что человек совершает в силу своих естественных законов, он совершает с величайшим природным правом и его право на природу измеряется его силой».[1]

По мысли Спинозы, не подлежит сомнению, что природа имеет верховное право вообще на все, что находится в ее власти. Но так как всеобъемлющее могущество природы есть не что иное, как силы всех отдельных предметов, взятых вместе, то выходит, что всякий человек имеет право верховной власти над всем, чем только он в состоянии завладеть.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть.  Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. По природе и по естественному праву люди – враги, и их естественно-правовые взаимоотношения в оценке Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку – волк». Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) людей Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

1.2.Человек и право.

 

Единственно подходящим, адекватным способом рационального  познания природы, где все совершается  по необходимости, является, согласно Спинозе, дедуктивно-аксиоматический математический («геометрический») метод. Правда, при рассмотрении проблем государства и права он стремился в определенной мере учесть специфику данной предметной области познания. Так, он делил все «постижимые вещи» на те, что «законно доказываются», и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности», хотя они «никак не могут быть доказаны». В этой связи он отмечал, что, например, теоремы Эвклида всеми постигаются и без доказательств, а затем и доказываются, а «права, постановления и нравы я зову постижимыми и ясными, хотя они не могут быть доказаны математически».

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). В этой постоянной борьбе отдельных сил-прав «высший закон природы» состоит в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой». Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены.[2]

Вместе  с тем сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют  людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское (т.е. к обществу и государству, которые в учении Спинозы не различаются), согласуемое с неистребимыми требованиями природы и естественного права каждого. «Всеобщий закон человеческой природы, – утверждал Спиноза, – таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо. Это значит, что каждый изберет из двух благ то, которое он сам считает большим, и из двух зол то, которое кажется ему меньшим». Этот закон, по оценке Спинозы, относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе, и его знают все.

Ссылаясь  на опыт, Спиноза отмечал, что все  люди (как варвары, так и цивилизованные) повсюду находятся в общении, живут в определенном гражданском  состоянии, ибо устроены таким образом, что не могут жить вне какого-либо права. Отсюда, заключает он, «ясно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума, но выводить из общей природы или строя людей». Требования разума, рассуждал он, имеют в виду истинную пользу людей, и никто не сомневается, что жить по этим требованиям полезнее, чем по естественному праву. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т.е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. «Итак,– писал Спиноза,– этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания». 

По словам Спинозы, в связи с тем, что в одиночестве никто не обладает силами, достаточными для самозащиты и для снискания всего необходимого в жизни, то люди по природе стремятся к гражданскому состоянию и не может случиться, чтобы когда-нибудь совершенно из него вышли. Вот почему раздоры и восстания, часто возникающие в государстве, никогда не приводят к тому, чтобы граждане распустили государство, но лишь к изменению формы государства, если именно распри не могут прекратиться  при сохранении существующего государственного порядка.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Государство в понимании Спинозы

2.1.Договорная теория государства.

 

Взгляды Спинозы на государство сложились  под сильным влиянием Гоббса и  в полемике с ним; диаметральная  противоположность программных положений (Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Спиноза – демократ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них – отождествление Спинозой естественного права с «мощью», попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права. Раз естественное состояние – это «состояние борьбы всех против всех», оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать еще и по той причине, что люди связаны разделением труда. Спиноза – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спинозы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил (мощи, права) каждого на общество, т.е. государство, рассматривается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Между ними существует нечто вроде равновесия сил, нарушать которое опасно. К праву государства не относятся действия, подрывающие его способность руководить подданными; всеобщее возмущение может положить конец «общественному соглашению», превратить гражданское состояние в состояние враждебности.

Необходимость государства и  законов обусловлена естественной  причиной – противоречием между  страстями и разумом людей.  Человек только тогда свободен  и могуществен, когда руководствуется  разумом; однако большинство людей  (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства: «Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, – писал Спиноза, – то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей». Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы «сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно».[4]

Важная  особенность спинозовской договорной теории государства состоит в  том, что «естественное право  каждого – в гражданском состоянии не прекращается», поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорно-установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же – верховной (суверенной) власти. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство. Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Следовательно, государство в глазах Спинозы — это результат взаимного соглашения, сделки. Значение же любой сделки измеряется пользой, которая из нее проистекает. Как только какой-нибудь договор перестает приносить пользу, он тем самым уничтожается и теряет свою силу.  Особенно существенным является этот момент при образовании государства.

Для того чтобы жить в согласии, люди по указанию разума заключают соглашение и передают в коллективное владение право, которое каждый от природы имел на все, и отныне в своих взаимоотношениях руководствуются не силой и желанием каждого, а этим коллективным правом и коллективной мощью. Таким образом, основанием общества и государства у Спинозы, выступает разум. Поэтому «из людей наиболее своенравны те, разум которых наиболее обширен и которые наиболее им руководствуются». Кроме того, разум является и основанием свободы: человек свободен лишь постольку, поскольку он руководствуется разумом, ведь «свобода не уничтожает необходимости действования, но предполагает ее».[5]

Информация о работе Формы государства