Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Дать четкие определения понятий “содержание” и “форма” нелегко. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Содержание

Содержание
Введение
1. Понятие и виды форм государства 5
1.1. Многообразие форм государства 6
1.2 Формы правления……………………………………………………………..8
1.3 Форма государственного устройства………………………………………14
2. Политический режим как элемент формы государства……………………21
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

Заключение

Список  использованной литературы

 

     Введение 

    Содержание  государства как политической организации  современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура  государства и методы осуществления  власти во многом определяют его сущность.

    Дать  четкие определения понятий “содержание” и “форма” нелегко. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

    Античная  философская мысль особо подчеркивала значение формы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, например, форма  пользовалась приоритетом перед  содержанием. Этот греческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма и есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Такой подход был заимствован и развит в средние века и новое время. Так, например, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникают из ее формы. Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма - ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие. Единство формы и содержания присуще и такому явлению, как государство.

     Государство — это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

     Форма государства неразрывно связана  с его сущностью. Однако последняя  предопределяет форму государства  не непосредственно, а через его  содержание, обусловливаемое уровнем  культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

     Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

     Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

     Цель  данной работы - рассмотреть формы государства.

     Объект  исследования - государство и его формы устройства.

     Задачи  работы: рассмотреть многообразие форм государства и политические режимы.

 

     1 Понятие и виды  форм государства

     1.1. Многообразие форм государства 

    Формой  государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

    

    рисунок 1-Форма государства

    Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

    Форма государственного устройства - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его. составными частями, а также между центральными и местными органами власти1.

    Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

     Форма государства из формы правления, формы государственного устройства и политического режима

     Форма государства — это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением2.

     Еще в Древнем мире говорили о формах государства. О многообразии форм государства говорил и Аристотель — ученик Платона и одновременно его критик. Изучая форму государства в виде системы, олицетворяемую верховной властью, Аристотель называл ее, учитывая число властвующих, монархией, аристократией и политией, или умеренной демократией. Такие формы государства представлялись «правильными». Все «правильные» формы могли легко и преобразовываться в «неправильные» формы — тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы, по мнению Аристотеля, представляли лишь интересы самих правителей.

     В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления3.

     В настоящее время в юридической  и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

     Некоторые авторы, например, помимо названных  элементов, выделяют следующие формы  государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент — отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая)4. Монократическая форма государства – такое государство, в котором государственная власть находится в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар).

     На  сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

     Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства — федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления — республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства. 
 

     1.2 Формы правления

     Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

     По  формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

    Монархия

    Монархия - это форма правления, при которой государственная власть передается по наследству единоличному правителю, который осуществляет ее пожизненно и выполняет высшие функции законодательной, исполнительной и судебной власти. “Монархия” с греческого переводится как “единовластие” (от слов: monos - один, единый и arche - главенство, власть). Признаками монархической формы правления являются:

  1. главой государства является монарх;
  2. власть монарха передается по наследству или династически;
  3. деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

    Можно выделить две системы наследования власти - персональная и семейная. Персональное наследование характеризуется тем, что власть наследует определенное лицо, уже утвержденное законом. Персональная система имеет несколько видов:

  1. салическую (наследники только мужчины);
  2. кастильскую (наследниками могут быть и мужчины, и женщины);
  3. австрийскую (женщина может стать наследницей только, если нет наследников мужчин);
  4. шведскую (мужчины и женщины равны в праве наследования трона).

    При семейной системе наследник выбирается самим монархом или его семьей из царствующей династии.

    Монархическая форма правления делится на абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

    Абсолютная  монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии парламента законодательная власть находится в руках монарха. Ему же принадлежит и исполнительная власть: монарх создает и подчиняет правительство. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

    Дуалистическая  монархия — (лат. dualis – двойственный) это один из видов конституционной монархии, в которой законодательная власть отделена от исполнительной. В некоторых источниках дают такое определение: это исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. Можно выделить следующие признаки:

  1. монарх - реальный глава государства;
  2. вместе с монархом есть такие высшие органы, как парламент и правительство;
  3. в отличие от парламентарной монархии члены парламента выбираются самим монархом.

      Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг.. Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в “чистом” виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

      Парламентарная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом. Признаки парламентарной монархии:

  1. кроме монарха есть еще парламент, правительство и др.;
  2. члены парламента избираются народом;
  3. правительство формирует партия;
  4. правительство несет ответственность перед парламентом;
  5. принцип разделения властей.

Информация о работе Формы государства