Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Дать четкие определения понятий “содержание” и “форма” нелегко. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Содержание

Содержание
Введение
1. Понятие и виды форм государства 5
1.1. Многообразие форм государства 6
1.2 Формы правления……………………………………………………………..8
1.3 Форма государственного устройства………………………………………14
2. Политический режим как элемент формы государства……………………21
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время особое значение в правовой системе демократических  государств имеют международные  нормы.

     Демократическому  режиму противостоит авторитарный. Авторитарный режим – это такой режим, в котором существенно ограничены права и свободы граждан, отстранение их от управления государством. Основными признаками авторитарного режима являются:

  • вождизм;
  • государственное управление имеет жесткую централизацию, полный контроль над обществом государством;
  • формальность провозглашения прав и свобод граждан, методы устрашения и запретов;
  • бесправность граждан, массовые репрессии, подавление инакомыслящих;
  • однопартийность, запрет оппозиции;
  • возрастание роли карательных функций государства.

     При авторитарном режиме народ не может никак контролировать и формировать государственную власть. Даже при наличии представительных органов, они практически лишены полномочий. Парламент лишь принимает законы, к которые идут от государственной элиты (вождя).

     Вся жизнь в стране находится под контролью государства, которую, по сути, воплощает ограниченный круг лиц – элита. Эта элита не имеет никаких ограничений, и бывает так, что часто она пользуется этим в своих собственных целях. Если авторитарный режим был установлен в результате революции, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это так называемая военная диктатура. Выделяется лидер, который руководит страной при помощи своих соратников. Как правило лидером становится очень харизматическая личность

     Существует такой политический режим, как тоталитаризм.

     Тоталитаризм  характеризуется всеобщим подавлением  государства над обществом. В  таком государстве государственная  власть занимает доминирующую позицию  по отношению к праву. Зачастую методы осуществления власти государством носят внеправовой характер: преследуется инакомыслие, цензура, тотальный контроль над общественными объединениями. Основным инструментом государственной власти становятся полицейские органы.

     Тоталитарный  режим противопоставляется демократии. Это существенное ограничение прав и свобод граждан, как и в авторитарном режиме. Отсутствуют иные партии, кроме правящей. Ярким проявлением тоталитарного политического режима является фашизм — открыто террористическая диктатура наиболее реакционных правящих кругов.

    Военный режим устанавливается в государстве в результате военного переворота, и во главе государства находится хунта – военная группировка.

    Признаки  военного режима:

    1) переход власти к хунте;

    2) отсутствие конституции, вместо нее – акты хунты;

    3) замена всех органов военными, ликвидация парламента, органов местного самоуправления;

    4) ограничение прав и свобод граждан;

    5) создание при хунте консультативных  органов из технократов.

     В современном мире в государствах, где присутствует антидемократический режим, в целях обеспечения своего господства прибегают к неправовым методам борьбы, нарушая права и свободы граждан. Такие государства являются потенциальными очагами для разжигания новой мировой войны.

     По  пути строительства и укрепления правового государства идет Россия: современное российское государство стало членом Совета Европы, российское законодательство постепенно приводится в соответствие с международными правовыми стандартами, признающими приоритет прав и свобод личности по отношению к другим ценностям цивилизованного общества9.

     В настоящее время наше государство встало на путь модернизации. Ю.А. Тихомиров считает, что модернизацию государства необходимо осуществлять по четырем направлениям: активизировать его роль в выполнении важнейших функций общества, обеспечивать его суверенитет в мировом сообществе и в условиях глобализации перестраивать его структуру, совершенствовать его правовую основу10. На мой взгляд, это определение не предполагает ничего нового.

      

 

    Заключение 

    Форма государства - это категория, которая показывает всю структуру государственной власти. Нет единого мнения о том, стоит ли включать политический режим в форму государства. Я считаю, что политический – это неотъемлемая часть категории формы государства, т. к. политико-правовой режим во многом определяет государственно-правое устройство и форму правления (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма, республике и конституционной монархии соответствует демократический режим, для советской республики – тоталитаризм и авторитаризм, абсолютной монархии – тоталитаризм и унитарное государственное устройство).

      Эти три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) относятся к одной категории и взаимосвязаны, несмотря на то, что они различны по структуре. В истории много примеров того, как классовая борьба разворачивается вокруг той или иной формы организации государства. Так истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии. После Второй мировой войны такой процесс происходил в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока.

    Форма государства изменяется в результате перемен в содержании государства, т. к. содержание меняется быстрее по сравнению с формой, которая является более консервативной стороной. Таким образом, создается противоречие форме содержания. Почему так происходит? Причина в том, что форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти. С развитием государства форма постоянно обновляется. Невозможна неизменность формы государства, т. к. этот процесс диктуется  объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

    Человечество  уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

 

     Список литературы

    1. Нормативно-правовые акты

  1. СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 1, N 23. Ст. 2690.
 

2. Учебники и учебные  пособия

  1. Клименко А., Румынина В. Обществознание. М. 2005.
  2. Абдуллаев М. И. Правоведение. М. 2003.
  3. Абдуллаев М. И. Теория государства и права. М. 2004.
  4. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 2001.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. 2000.
  6. С. А. Комаров, А. В. Малько. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. М. 1999. с.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учеб. М.: Проспект, 2007.
  8. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.
 

3. Статьи

  1. Бабаева С. Модернизация вместо демократизации / С. Бабаева, Г. Бовт // Известия. 2008.
  2. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России / М.В. Баглай // Журнал российского права. 2006. N 11.
  3. О модернизации государства / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2008. N 4.

Информация о работе Формы государства