Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Дать четкие определения понятий “содержание” и “форма” нелегко. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Содержание

Содержание
Введение
1. Понятие и виды форм государства 5
1.1. Многообразие форм государства 6
1.2 Формы правления……………………………………………………………..8
1.3 Форма государственного устройства………………………………………14
2. Политический режим как элемент формы государства……………………21
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    При парламентарной монархии монарх является лишь номинальной главой государства и не вмешивается в политику.

    Республика

    Еще одной формой правления является монархия. Республика — (“res publicum” – “общее дело”) форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.

    Признаки  республики:

  1. выборность власти;
  2. выборность на определенный срок;
  3. зависимость от воли избирателей.

    Впервые идею разделения властей глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном  труде «О духе законов» Ш. Монтескье (XVIII в.)5. Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютистской монархии. Она несла заявку на иную, чем абсолютистская монархия, организацию государственной власти, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить.

    Ш. Монтескье сумел в идее разделения властей, которую полагал закрепить в конституции, выразить многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржуазии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до четких юридических притязаний. По существу, он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

    Существует президентская, парламентарная и смешанная республика.

    Президентская республика - форма республики, при которой главой государства является президент, который избирается народом всеобщим голосованием и соединяет в себе полномочия главы государства и исполнительной власти. Президент создает правительство под контролем правительства (США). Но подчиняется правительство только президенту.. При президентской республике пост премьер-министра отсутствует. В руках президента находится исполнительная власть.

    Парламентарная  республика - форма республики, при которой главой государства является выборное лицо (канцлер, президент и т.д.), а кабинет министров создается парламентом, т. е. несет ответственность перед законодательным органом, но не перед главой государства. Существенное отличие между парламентской и президентской республиками заключается в том, что глава государства выбирается на заседании парламента. Правительство также формируется парламентом из лидеров партии, которая выиграла на выборах. Исполнительная власть в стране возглавляется премьер-министром. В парламентарной республике президент обладает лишь номинальной властью, т.к. любые политические действия он совершает по рекомендации правительства. Парламентарная республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

      Смешанная (полупрезидентская) республика – форма республики, в которой парламент и президент в одинаковой мере разделяют контроль и по отношению к правительству несут определенную ответственность.

    В смешанной республике глава государства  избирается народом, как и в президентской. По итогам выборов правительство создается президентом, но оно должно получить одобрение парламента. Возглавляет правительство премьер-министр. По Конституции правительство ответственно перед парламентом и перед президентом. Президент обладает полномочием роспуска парламента по законам лишь в некоторых случаях. Примеры смешанных республик - Франция, Россия.

     В Российской Федерации, как уже было сказано выше, республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 
 
 
 
 

     1.3 Форма государственного  устройства

     Форма государственного устройства включает в себя административно-территориальную  организацию государства, характер взаимоотношений между его субъектами, а также между центральными и местными органами. Существуют унитарные (простые) и федеративные (сложные) государства.

    Унитарное государство

    Унитарным государством - это государство, в котором нет иных государственных образований. Такое государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих автономностью. Но в то же время они обладают широким кругом полномочий в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Госаппарат выступает в качестве единой структуры. Полномочия центральных органов власти не ограничены компетенцией местных органов. Гражданство унитарного государства единое. Для унитарного государства характерна единая система права. Конституция одна для всех субъектов. Акты центральных органов обязательны для всех местных органов. Судебная система носит также единый характер. Судебные органы унитарного государства - звенья единой централизованной системы. Налоговая система построена так, что сначала налоги поступают в центр, а затем распределяются по субъектам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция, Египет и др.

    Унитарное государство, на территории которого проживают  небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии 
 
 

    Федерация

    Еще одной формой государственного устройства является федерации. Это сложное государство, состоящее из нескольких объединенных государств или субъектов, которые обладают некоторой автономностью.

    Субъекты  федеративного государства имеют собственное административное деление. Государственный аппарат делится на федеральный и местный. Парламент состоит из двух палат, одна из которых  выражает интересы субъектов государства. Граждане имеют сразу двойное гражданство: гражданство федерации и субъекта. Правовая система также делится на федеративном уровне и на уровне субъектов. Причем субъекты имеют право принимать собственную конституцию. Иерархический принцип законодательства заключается в том, что законы субъектов не должны противоречит законам федерации и Конституции федерации. Субъекты имеют собственные суды. Налоги поступают и в федеральную казну, и в казну субъектов. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

    Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

    Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

    Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия - это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

    Конфедерация

    Выделяют еще один вид формы государственного устройства - конфедерацию. Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (экономических, политических, социальных и др.).

    Конфедерация  состоит из территорий входящих в  ее состав государств. Субъекты конфедерации обладают суверенитетом и могут свободно выходить из союза. Конфедерация образует единые центральные органы, которые выражают интересы всех субъектов. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты требуют ратификации, чтобы действовать на территории членов конфедерации. Общее гражданство в конфедерации не предусматривается. Отсутствует и единая судебная система. Налоговая система также отсутствует: бюджет пополняется за счет взносов субъектов конфедерации. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

     Согласно  Конституции Российская Федерация  на данный момент приняты пять Федеральных конституционных законов о конкретных изменениях в составе субъектов Российской Федерации: от 25 марта 2004 г. (в ред. от 12.04.2006) N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (далее — Федеральный конституционный закон 2004 г.), от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (далее — Федеральный конституционный закон 2005 г.), от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», от 30 декабря 2006 г. (в ред. от 02.06.2007) N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»6 (далее — Федеральные конституционные законы 2006 г.) и от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (далее — Федеральный конституционный закон 2007 г.).

     В результате этих изменений количество субъектов Российской Федерации уменьшилось до 83. Это сокращение числа субъектов Российской Федерации с правовой точки зрения имеет свои недостатки и недоработки. Но с другой стороны, это волеизъявление народа.

     Российская  Федерация включает 84 равноправных субъекта федерации. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

     2. Политический режим как элемент формы государства

 

    Политико-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Он отражает уровень и формы развития демократии – политический климат в стране.

     Политический  режим представляет собой систему способов осуществления государственной власти. Он также включает средства и формы участия в политической жизни государства и движений, общественных объединений, органов местного самоуправления и т.д. Политический режим отражает отношение государства к своим гражданам.

    Согласно  одной точке зрения понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные. Исходя из другой — понятие "политический режим" — более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.7 На мой взгляд, политический режим представляет собой понятие более широкое, чем государственный режим. Последний является составным элементом политического режима. Можно сказать, что политический режим создает форму правления и государственное устройство государства.

    Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

     При демократической форме политического  режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной  власти, соблюдаются элементарные права  и свободы, действуют легальные  партии, профсоюзы, другие общественные организации8.

     Демократия  провозглашает и обеспечивает общедемократические  права и свободы. Населению предоставляется  возможность влиять на состав государственных органов и содержание их основных решений, гарантирует политический плюрализм и разделение властей, как основу формирования государственного аппарата.

     Каковы  основные признаки демократического режима? Это:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • гарантии участия широких народных масс в формировании государственных органов преимущественно путем референдумов и свободных;
  • разделение властей как основного принципа демократии (исполнительная, законодательная, судебная);
  • независимость судебной системы от органов местного самоуправления и должностных лиц, принцип демократичности в функционировании госаппарата, а также гласность в его работе;
  • гарантии взаимной ответственности государства и личности;
  • политический плюрализм и идеологическое многообразие: многопартийность, учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; независимость СМИ, свобода слова и печати;
  • многообразие форм собственности и их равная защита.

Информация о работе Формы государства