Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи курсовой работы:
– изучить формы государства;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

2. Формы правления

Форма правления – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношение между собой, порядок образования. Форма правления определяет: систему организации высших органов государственной власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

– как создаются высшие органы государства и каково их строение;

– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные)7.

Монархия

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть формально или реально принадлежит единоличному правителю – монарху, занимающему свой пост по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование власти главой государства (царь, король, император, шах); занятие престола по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха.

Монархическая форма правления – весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы, тех или иных социальных классовых движений.

Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко обожествлялся.

Монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается заранее.

Монархия эффективно обеспечивала немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда и распределение его результатов, создание страховых взносов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

Монарх в правильном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходилось принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

Монархию, как форму правления, весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех», признании неравенства людей, их ранжированное по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха. Действия монарха никому не подконтрольны. Случалось, однако, что монарх, формально обладавший неограниченной властью, испытывал давление со стороны своего окружения. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями являются некоторые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия. Также существует разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан.

 

Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. Разновидности ограниченной монархии:

1)  сословно-представительная (например, Россия до XVII в.);

2) дуалистическая, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая форма монархии имела широкое распространение в период становления и развития буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX – начале XX в.). В настоящее время дуалистическими монархиями являются Марокко и Иордания;

3) парламентарная, где власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии и др.), что доказывает ее жизнеспособность;

4) конституционная, в которой полномочия монарха ограничены конституцией (например, Великобритания).

Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.

Республика

Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества.

До 1917 г. Россия именовалась Российской империей и была по форме правления монархией. Затем наступил период, в который страна существовала как республика. Сначала – демократическая (при Временном правительстве), потом – советская федеративная социалистическая (РСФСР). С 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовалась государство – Союз Советских Социалистических Республик. Таковых в конечном итоге стало пятнадцать. В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых государств-республик. Одна из них – Российская Федерация (Россия).

В Конституции России сказано, что наша страна есть государство с республиканской формой правления.

Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.

Республиканская форма правления характеризуется наличием юридических признаков.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Республиканское правление основано подчас по принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные власти (например, президента и парламента).

В современных постоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В республике органы власти избираются на определенный срок.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др.

Существуют два вида республики: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существует смешанный вид республики, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран), и др.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.

В президентской республике президент обладает очень большой властью. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство. Типичная президентская республика – США.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года, президент как глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, дает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и решает многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

После принятия Конституции Россия стала де-факто президентской республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право быть председателем на заседании Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее проекты законов, может распустить ее и т.д. Он руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России. Необходимость наделения Президента такими большими полномочиями объясняется сложностью переходного периода, переживаемого страной.

Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации.

 

3. Форма государственного устройства

 

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Информация о работе Формы государства