Формы и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Данный реферат будет посвящён различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Тема реферата является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.

Содержание

 Введение.
 Понятие и виды форм (источников) права.
 Нормативно-правовой акт, как основной источник права.
 Иные формы (источники) права.
 Заключение.
 Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП 3 курс.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

                                        Содержание

  • Введение.
  • Понятие и виды форм (источников) права.
  • Нормативно-правовой акт, как основной источник права.
  • Иные формы (источники) права.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.
 

                                     Введение 

   Данный  реферат  будет посвящён различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Тема реферата является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.

   Еще при зарождении права происходил процесс появления первичных юридических письменных источников (отдельных законов, кодексов, священных агрокалендарей, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений - производящей экономики. Тогда же подчеркивалась объективная нужда зарождающейся производящей экономики, раннеклассовых государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возникающих государственно-организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-экономической сфере общественно производящей экономики.

   Где действительно находятся со всеми  присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, типизировала их и закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют сердцевину темы о форме (источнике) права.

 

    § 1. Понятие и виды форм (источников) права

   Для того чтобы стать реальностью  и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права.

   В данной работе понятие «форма права» будет рассматриваться как синоним понятия «источник права».

   Однако  в дореволюционной юридической  литературе и в современных научных произведениях не все авторы эту точку зрения разделяли и разделяют. Так, признавая тот факт, что «различные формы», в которых выражается право, носят издавна название источников права, Г. Шершеневич тем не менее считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности».

   Развивая  эту мысль, он вполне справедливо  отмечал, что под термином «источник права» понимаются:

     а) силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;

   б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируют, например, что римское право послужило источником при подготовке германского Гражданского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона;

     в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». О таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой и т. п.;

   г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.

   Разнообразие  значений, придаваемых выражению  «источник права», делал окончательный  вывод Шершеневич, вызывает необходимость  обойти  его  и  заменить другим  выражением — «форма  права».

   Следует обратить внимание на то, что термин «источник права», кроме названных, имеет и другие смысловые значения.

   Например, источниками права можно считать  те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.

   Термин  «источник права» имеет также  философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. Однако это не меняет дела.

   Наконец, о формах права. Под формой права  понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

   Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.

   В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования человека {его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.

   Некоторые ученые полагают, что в этой связи  надо говорить о двух формах права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

   Необходимо  отметить, что в отечественной  теории права развивается еще  один подход к определению формы  права – информационный.

   Словом, существуют разные подходы к определению  форм права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Наиболее распространенным является вывод, что понятие форма права  - это синоним понятия источника права.

   Итак, какие же формы (источники) права  существовали и существуют? Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это -

  • правовые обычаи
  • нормативно-правовые акты
  • правовые договоры
  • прецеденты
  • правовые доктрины

   Важными источниками римского права были деловые обыкновения — правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов  и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII — XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

        Следует особо отметить, что представления  об источниках права, так же  как и об их видах, никогда  не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом,— сенатусконсульты..

   Разумеется, формы (источники) права варьировались  и варьируются в зависимости не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем.

   Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль. Однако, несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с не правовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно-политические институты. 
 
 
 
 
 

§ 2. Нормативно-правовой акт как основной источник права 

   Среди многочисленных форм (источников) права  важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов.

   Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

   Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.

   Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками:

  • утверждается  или  санкционируется  уполномоченными  органами  государства, их  должностными  лицами, иными  субъектами  правотворчества  и  их  односторонним  волеизъявлением;
  • имеет  внешнюю  форму  в  виде  определенного  письменного  документа;
  • включает  новые  нормы  права  или  изменяет, отменяет  уже  действующие;
  • принимается  в  соответствии  с  определенной  процедурой;
  • имеет  юридическую  силу, которая  отображает  соотношение  с  иными  правовыми  актами,   место  и  роль  в  системе  законодательства  и  правового  регулирования;
  • придает  воле  народа  официальный  характер.

   Нормативно-правовыми  актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.

     Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

   Так, согласно действующей Конституции  Российской Федерации высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.

   Конституция  определяет  компетенцию   различных  государственных органов, а следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со ст.  114 Конституции Российской Федерации очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и   распоряжения.   Это   вопросы   федерального   бюджета,   проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения;  осуществление управления федеральной  собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению  законности,   прав  и  свобод  граждан,   охране   собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

Информация о работе Формы и источники права