Формы народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ форм народовластия.
Задачами исследования, конечно же, в соответствии с целью являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную демократию и её формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………........5
Глава 1. Понятие демократии…………….…………...6
1.1. Определение демократии……………………….…….…......6
1.2. Характерные черты демократии……………………..…...…9
Глава 2. Формы народовластия……………….....…....13
2.1. Представительная демократия……………………................13
2.2. Институты непосредственной демократии……………........16
Заключение …………………………………………….....….35
Список использованной литературы…………...…36

Работа содержит 1 файл

КПР-курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

     Местное самоуправление следует понимать в  трех главных аспектах как:

     - одну из основ конституционного  строя;

     - право населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

     - одну из форм народовластия.

     Такой автор как М.В. Баглай выделяет также  в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

     Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию  в определенных формах. К этому  побуждает сущностная обязанность  государства защищать права и  свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.9

 

     

Глава 2. Формы демократии

2.1. Представительная демократия 

     В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

     Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полночных представителей – депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его.

     Парламент России (Федеральные Собрание), представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную  власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию  и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организации  на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Парламент РФ состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.

     В Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два  представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти субъекта РФ.10 Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочии однократно избранных депутатов этого органа.

     Депутаты  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Участия гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.

       Депутаты Государственной Думы  избираются по федеральному избирательному  округу пропорционально числу  голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

     Выдвижение  кандидатов в составе федеральных  списков кандидатов осуществляется политическими партиями.

     Политическая  партия - это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан РФ в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления.11

     Очень большое значение в осуществлении  власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное  средство реализации народного суверенитета. Через него (а он возглавляет государство) народ также оказывает воздействие  на государственный аппарат в  целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней  политики, которая осуществляется исполнительной властью.

     Представительные  органы государственной власти субъекта РФ.

     Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  является постоянно действующим  высшим и единственным органом законодательной  власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

       Еще одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

     Представительные  органы государственной власти и местного самоуправления - связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, его волю и интересы.

     Итак, представительная демократия означает осуществлением народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, населении, проживающей на той или иной территории.

     Выборное  представительство – важнейшее  средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.12  

2.2. Институты непосредственной  демократии 

     Непосредственная  демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких- либо групп населения.

     К субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.

     Формы непосредственной демократии можно  классифицировать, во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие  императивную функцию – референдум, выборы, общее собрание населения;

     формы прямого правления, выполняющие  регулятивную функцию – митинги, шествия, демонстрация, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие  комплексную функцию – народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых, по результатам деятельности: на правообразующие  – конституционный и законодательный  референдум, и не образующие норм –  выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, и т.д. В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.

     Высшим  непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы.13

     Референдум  и выборы - это институты прямой демократии, которые похожи по целям  и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение  воли народа. Субъектный состав - граждане, которые имеют право принимать  участие в референдуме и в  выборах.

     Основное  отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит  в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в  депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При  референдуме объект волеизъявления - не кандидат, а определенный вопрос - принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

     Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований  в целях формирования органа государственной  власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

     Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными  органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной  власти. В Российском государстве  на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

     Выборы, как и референдум, представляют собой  узаконенную форму прямого народного  волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей в состоянии  обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих  же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

     Выборы  непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны  влияют на нее. Вся их организация  и порядок определения результатов  голосования тесно связаны с  политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы  и проводимые на их основе выборы при  двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам  уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через  них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана  демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

Информация о работе Формы народовластия