Формы народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ форм народовластия.
Задачами исследования, конечно же, в соответствии с целью являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную демократию и её формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………........5
Глава 1. Понятие демократии…………….…………...6
1.1. Определение демократии……………………….…….…......6
1.2. Характерные черты демократии……………………..…...…9
Глава 2. Формы народовластия……………….....…....13
2.1. Представительная демократия……………………................13
2.2. Институты непосредственной демократии……………........16
Заключение …………………………………………….....….35
Список использованной литературы…………...…36

Работа содержит 1 файл

КПР-курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

     В демократическом государстве при  достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан  практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в  том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который  никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все  могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

     Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для  выполнения в государственных органах  или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению  власти в соответствии с волей  и интересами граждан, выраженными  на выборах.

     Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

     Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие  в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное  право, предоставляется гражданам  конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

     Выборы  государственных органов и органов  местного самоуправления, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.14

       Основополагающие начала для  проведения выборов всех уровней  установлены Федеральным законом  от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Полная  свобода воли в избирательной  кампании является правовой основой  демократических выборов, непременным  условием правомерности депутатских  мандатов, занятия теми или иными  гражданами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона - закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.

     В ст.32 Конституции Российской Федерации  гарантировано право граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранным в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается федеральных законах, законах субъектов РФ. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе.15

     Конституционное избирательное право слагается  из двух прав: активного и пассивного избирательного права.

     Активное  избирательное право граждан  означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправление. Оно  возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствие обстоятельств, исключающих в соответствии с  ч. 3 ст. 32 Конституции РФ участие  граждан выборах (недееспособность, нахождение в местах лишение свободы  по приговору суда). Иных ограничении  в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

     Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

     В соответствии с мировой практикой  проведения демократических выборов является общепризнанным, что для избрания в некоторые представительные органы и занятия ряда выборных должностей для кандидатов могут быть установлены определенные повышенные требования, связанные с достижением определенного возраста, а также длительностью проживания на соответствующей территории.16

     Конституция РФ и федеральные законы устанавливают  повышенные возрастные требование для  кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласны ст. 81 Конституции Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со ст.97 Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21года.

     Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной  кампании, чувство ответственности  за ее результаты.

     Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.17

     Право каждого гражданина Российской Федерации  участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ, в которой  это право рассматривается как  форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

     Согласно  ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции  РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации  не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий  их Председатель Правительства не может  назначать референдум.18

     Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов.

     Федеральный закон закрепляет, что гражданин  Российской Федерации участвует  в референдуме на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие  является свободным и добровольным.

     Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.

     На  референдум субъекта Российской Федерации  могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы  Конституцией Российской Федерации, федеральным  законом.

     На  местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

     Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

     Вопросы референдума субъекта Российской Федерации  не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить  законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Вопрос  референдума должен быть сформулирован  таким образом, чтобы исключалась  возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а  также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого  на референдуме решения. 19

     На  референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

     - изменения статуса субъектов  Российской Федерации;

     - досрочного прекращения или продления  полномочий Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, а равно  о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

     - принятия или изменения федерального  бюджета, исполнения и изменения  внутренних финансовых обязательств  государства;

     - введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

     - принятия чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья  и безопасности населения;

     - амнистии и помилования;20

     Закон о референдуме устанавливает  обстоятельства, исключающие проведения референдума:

     1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

     2. Орган государственной власти  субъекта Российской Федерации,  орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии  с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации,  уставом муниципального образования  принимать решение о назначении  референдума, вправе отказать  в назначении референдума только  в случае нарушения при выдвижении  инициативы проведения референдума  нормативных правовых актов, регулирующих  подготовку и проведение соответствующего  референдума.

     3. Законом субъекта Российской  Федерации, уставом муниципального  образования может быть установлен  срок, в течение которого референдум  субъекта Российской Федерации,  местный референдум с такой  же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.21

     Референдум  назначает Президент РФ по инициативе:

     1) не менее чем двум миллионам  граждан РФ, имеющих право на  участие в референдуме, - при условии,  что на территории одного субъекта  РФ или в совокупности за  пределами территории РФ находится  место жительства не более  50 тысяч из них;

     2) Конституционного Собрания в  случае, когда оно выносит на  всенародное голосование проект  новой Конституции РФ.

     3) федеральным органам государственной  власти

     Только  эти субъекты могут выдвинуть - юридически значимое требование референдума.

     Инициатива  указанного числа граждан реализуется  в определенном порядке.

     Механизм  реализации инициативы граждан по проведению референдума:

     1. Образуется инициативная группа  более чем в половине субъектов  РФ, в каждую региональную подгруппу  должно входить не менее 100 участников референдума. Региональные  подгруппы регистрируются в избирательных  комиссиях соответствующих субъектов  РФ.

     2. Не позднее чем за пять дней  до дня проведения собрания  участников референдума уведомляют  в письменной форме избирательную  комиссию соответствующего субъекта  РФ о месте и времени проведения  собрания, а также о вопросе  (вопросах) референдума. 

     3. Собрание региональной подгруппы  правомочно, если в нем принимают  участие не менее 100 участников  референдума, место жительства  которых находится на территории  того субъекта Российской Федерации,  где проводится собрание. Подписи  указанных участников референдума  в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально. На собрании региональной подгруппы решается:

     1) факт создания инициативной группы  по проведению референдума;

Информация о работе Формы народовластия