Формы правления и государственного устройства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Государства традиционно классифицируются по двум критериям – формам правления и формам территориального устройства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Содержание

Оглавление.
1. Формы правления и территориального устройства…………………………………………3
2. Конституционные основы российского федерализма……………………………………...6
3. Формирование современного российского федерализма…………………………………...9
4. Список используемой литературы…………………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.67 Кб (Скачать)

Оглавление.

  1. Формы правления и территориального устройства…………………………………………3
  2. Конституционные основы российского федерализма……………………………………...6
  3. Формирование современного российского федерализма…………………………………...9
  4. Список используемой литературы…………………………………………………………...14

 

 

    1. Формы правления  и территориального  устройства

    Государства традиционно классифицируются по двум критериям – формам правления и формам территориального устройства.

    Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

    Формы правления по способу организации  власти и ее формальному источнику  делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

    Монархии  бывают двух видов – абсолютные и ограниченные, конституционные.

    Абсолютная  монархия характеризуется всевластием  главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство  назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали  в прошлом, а сейчас сохранились  в некоторых странах Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

    Большинство монархий – ограниченные, конституционные (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

    Власть  монарха в конституционных монархиях  не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются.

    Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер является фактическим главой государства.

    Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление  несет правительство.

    Институт  монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что  олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

    Наиболее  распространенная в современном  мире форма правления – республики. Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

    В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

    Главная особенность парламентской республики – образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представляет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса.

    Правительство обладает исполнительной властью, нередко  законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

    Руководитель  правительства (премьер–министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место независимо от характера избрания – парламентом, собранием выборщиков или непосредственно народом. Его роль обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от роли главы государства в конституционных монархиях.

    Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

    В президентской республике глава  государства одновременно выступает  и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

    Для завоевания президентского мандата, как  правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять и депутаты от другой партии.

    В президентской республике существует жесткое разделение властей и  их значительная самостоятельность. Парламент  не может вынести правительству  вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в  случае серьезных антиконституционных  действий или преступления со стороны  президента ему может быть выражен  импичмент – досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

    Отношения между парламентом и президентом  основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

    Впервые президентская республика как форма  правления была введена в США  на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое–где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.

    Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

    В качестве примера полупрезидентской республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующем, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.

    Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил  в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет  министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым  контролирует его деятельность. Президент  не обладает правом законодательной  инициативы, но таким правом пользуется премьер–министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также путем вынесения ему вотума недоверия.

 

    2. Конституционные  основы российского  федерализма.

    Федерализм  как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему  правления, и форму межнациональных отношений. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это – система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором).

    При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных  органов федерации, другая – региональных государственных органов (субъектов федерации), третья – совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и региональных органов правления контролирует независимый суд, а также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).

    Таким образом, федерализм предполагает демократическую  децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность  территориальных государственных  образований, имеющих собственные  конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

    Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация – это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование – это агентское соглашение, по которому функции передаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.

    Благодаря децентрализации субъекты федеративного  государства самостоятельно реализуют  власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют  права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное правительство может вмешаться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

    Родоначальником теории федерализма считается И. Альтузиус (1562–1638). Большой вклад в становление этой теории внесли основоположники американского федерализма А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон. В последующем теория федерализма развивалась не только на американском, но и на европейском континенте (Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др.).

    Обобщив различные взгляды, канадский ученый Э. Блак выделил пять его концепций: 1) централистскую, исходящую из того, что вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; 2) административную, предполагающую сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; 3) координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество двух правительственных систем из–за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; 4) договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали некоторые права новообразованному центральному правительству на основе договора; 5) дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно–этнического элемента.

    Федеративное  устройство России закреплено в Конституции 1993г. Оно основывается на принципах  государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России