Формы правления и государственного устройства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Государства традиционно классифицируются по двум критериям – формам правления и формам территориального устройства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Содержание

Оглавление.
1. Формы правления и территориального устройства…………………………………………3
2. Конституционные основы российского федерализма……………………………………...6
3. Формирование современного российского федерализма…………………………………...9
4. Список используемой литературы…………………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.67 Кб (Скачать)

    Отношения центра и субъектов Федерации  в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

    Регламентация прочих вопросов составляет область  исключительного ведения субъектов  Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно–правовые акты субъекта Федерации.

    В Конституции заложен принцип  сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с  правом наций на самоопределение  в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.

    Таким образом, конституционные основы российского  федерализма создают предпосылки  для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

    Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально–государственного и административно–территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

    Под воздействием процесса суверенизации  регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации. Вместе с тем структура федерализма в России мягче, эластичнее по сравнению с другими странами. Это увеличило степень самостоятельности субъектов Федерации, позволило им, в частности, создавать по собственному усмотрению правящие органы.

    Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма – взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно–договорной.

    Федеративная  форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

    Длительное  время Россия находилась в составе  иного государства – СССР (1922–1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

    Политика  центра по отношению к своим регионам, как правило, строилась лишь на принципах  жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов такая политика потерпела крах.

    После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально–государственного устройства, Россия тем не менее пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.

    В русле этого процесса Адыгейская, Горно–Алтайская, Карачаево–Черкесская и Хакасская автономные области получили статус республик. Ряд других национальных образований, краев и областей по существу также повысили свой статус. Практически они стали административно–государственными образованьями, получив право на собственную региональную политику.

    Такого  рода перемены получили закрепление  и дальнейшее развитие в новой  Конституции Российской Федерации (1993). Современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение государственной власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации – с другой.

    Преобразован  федеральный центр. В отличие  от РСФСР во главе государства  находится Президент, обладающий большими полномочиями. Представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации. Правосудие осуществляется Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами.

    Существенные  изменения претерпела и система  региональных органов государственной  власти. Они создаются каждым субъектом Федерации самостоятельно на основе таких конституционных принципов, как народовластие; разделение власти; республиканская форма правления; правовой, социальный, светский характер государственности и др. В отличие от РСФСР, где все представительные и исполнительные органы власти именовались однотипно, субъекты Российской Федерации получили возможность учитывать свою традиционную специфику в наименовании правящих структур.

    По  Конституции российский федерализм доводится до местных сообществ. Самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это открывает возможность решения многих этнических проблем, эффективной защиты прав и свобод людей различных национальностей.

    Таким образом, Конституция заложила предпосылки  для демократического развития России, поскольку она открывает дополнительные уровни политического соучастия  граждан, этнических сообществ, различных партий и движений.

 

Информация о работе Формы правления и государственного устройства в России