Формы правления и их соотношение с государственными режимами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Представление о порядке образования и орга­низации высших органов государственной власти в России и за рубежом, их взаимоотношений друг с другом и населением дает форма правления, которая вне зависимости от своей разновидности раскрывает:
- способ формирования (образования) высших органов государственной власти;
- принципы управления (коллегиально или еди­нолично осуществляется управление субъектом, которому принадлежит верховная власть);
- структуру высших органов государственной власти;
- модели разграничения компетенции между высшими органами госу-
дарственной власти;
- степень участия населения в формировании высших органов госу-
дарственной власти;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о формах правления и государственных
режимах………………………………………. ……………………………....6
1.1 Понятие и значимость форм правления………………………………….6
1.2 Государственный режим как составная часть формы государства…….25
2. Отличительные особенности форм правления в различных
государствах и соотношение их с государственными режимами………25
2.1 Специфика и виды форм правления в некоторых государствах мира….25
2.2 Соотношение форм правления с государственными режимами……….39
3. Соотношение формы правления с государственным режимом
в России…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..62
Приложения…………………………………………………………………….66
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Целое.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

После деся­тилетий гос­подства недемократических авторитарных и тоталитарных режимов в России в конце 80-х – начале 90-х гг. начался действительный переход к демократическому государственно-политическому режиму. Сегодня совершенно очевидно, что именно в этой области радикальное рефор­мирование российского общества и государства принесло наиболее значительные реальные и зримые положительные плоды и в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь труднос­ти, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые от­ступления.

Особенно трудный, сложный и противоречивый характер процесса становления подлинно демократического государственно-политического режима и республиканской формы правления, регламентируемой Конституцией, в России обусловлен многими различными и разнохарак­терными обстоятельствами объективного и субъективного свойства. Важнейшие из них, на наш взгляд, состоят в следующем. Во-первых, переход к демократии непосредственно осуществляется от тоталитар­ного строя, десятилетиями господствовавшего в стране в крайне жест­кой форме (нужно отметить, В.С. Нерсесянц полагает, что несбалансированное соотношение исполнительной и законодательной ветвей власти в России несет в себе угрозу диктатуры). Во-вторых, страна не имела серьезных исторических поли­тических традиций гуманизма, демократизма, конституционализма, парламентаризма и в то же время обладала достаточно сильными тра­дициями господства авторитарной власти. В-третьих, данный переход происходит в крайне сложных и трудных условиях системного кризиса российского общества, прежде всего жесточайшего экономического кризиса, что объективно не может серьезно не сказываться на реальном осуществлении и гарантировании прав и свобод человека и граждани­на, принципов и норм демократии и гуманизма. В-четвертых, переход от тоталитаризма к демократии в России происходит в условиях отсут­ствия гражданского общества, формирование которого в стране нахо­дится лишь на начальных стадиях В-пятых, в стране за годы реформ произошли сильное отчуждение личности и основной части общества от собственности, политической власти, обнищание подавляющего большинства народа, разгул коррупции и преступности и т.д., что дела­ет практически невозможной последовательную реализацию принци­пов демократизма и гуманизма. В-шестых, в процессе реформ государственно-политическое руководство страны неоднократно грубо наруша­ло принципы демократического правового государства, что нашло свое особенно яркое проявление в войне в Чечне, событиях сентября – ок­тября 1993 г. (расстрел парламента), массовой длительной невыплате заработной платы и др. В-седьмых, в менталитете российского народа еще сохраняются сильные утопические ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок и изменит жизнь людей к лучшему.

И тем не менее, при всем очевидно тормозящем и негативном воз­действии указанных и других факторов, можно утверждать, что тота­литарная государственно-политическая система разрушена, создана солидная конституционно-правовая основа демократического режима, идет постепенная практическая реализация его принципов и норм в различных областях, реально обеспечиваются политический плюра­лизм и идеологическое многообразие, свобода печати и средств массо­вой информации и др. Вместе с тем было бы преждевременным и не отвечающим действительному положению вещей безоговорочное заяв­ление об уже утвердившемся развитом, зрелом демократическом госу­дарственно-политическом режиме в России.

Переходный характер со­временного российского общества определяет переходное состояние и его политической сферы. Это означает, что применительно к современ­ной России речь идет о посттоталитарном становлении демократичес­кого государственно-политического режима, представляющем собой трудный, сложный и длительный процесс расширения, углубления и реального гарантирования подлинно демократических начал, их внед­рения в конкретные пути, формы, способы и методы осуществления государственно-политического властвования. Этот процесс отнюдь не прямолинеен и далеко не всегда идет только по восходящей линии; он включает и более или менее серьезные изгибы, зигзаги и даже времен­ные отступления. Но он идет и развивается, уже достигнув немалого, хотя, несомненно, предстоит добиться еще неизмеримо большего, прежде чем и в России можно будет безоговорочно вести речь о подлинно демократическом режиме.

Положения Конституции РФ о демократической сущности российской государственности и ее форме правления имеют прямое и непосредственное значение для раскрытия соотношения республиканской формы правления и демократического государственно-политического режима современной России. Опира­ясь на уже изложенное, рассмотрим здесь более конкретно те общие и принципиальные основания, которые позволяют признать в целом де­мократический характер указанного режима[30].

              Исходное значение для такой обобщающей характеристики реально су­ществующей формы правления и государственно-политического режима в России как в целом демократического служат те коренные преобразования прежде всего в политической и духовно-идеологической жизни страны, кото­рые произошли в ней за последнее десятилетие. Ликвидировано безраз­дельное политическое господство партийно-советской номенклатуры, основывавшееся на слиянии приоритетной власти единственной все­могущей партии (точнее ее верхушки – политбюро) с подчиненной ей государственной властью и на применении тоталитарных способов и методов политического властвования не только в период сталинской тирании, но и многие последующие годы. Это значит, что тоталитарный режим коммунистической партократии как система ушел в историчес­кое прошлое. В Российской Федерации конституционно закрепле­ны такие важнейшие демократические ценности, как: а) народовластие, когда носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) человек, его права и свободы в качестве высшей ценности и обязанность государства при­знавать, соблюдать и защищать эти права и свободы; в) гражданское равноправие и недопустимость лишения гражданина РФ своего граж­данства; г) социальный и правовой характер государства; д) многооб­разие форм собственности; е) разделение государственной власти на независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную; ж) самостоятельное местное самоуправление; з) политический плюра­лизм, многопартийность, уважение и свобода деятельности оппозиции, свобода общественных объединений; и) отказ от государственной или обязательной идеологии и признание идеологического многообразия; к) светский характер государства, равенство религиозных объединений и отказ от установления какой-либо религии в качестве государствен­ной или обязательной и др.

Конечно, при определении характера государственно-политичес­кого режима любой страны особенно важно судить не только по содер­жанию конституционных и иных законодательных норм, хотя и эта сторона дела немаловажна. Как уже говорилось, и авторитарные, и тоталитарные режимы нередко прикрывают свою антидемократичес­кую сущность весьма демократическими «вывесками» и внешними декларациями, ничего общего, не имеющими с реальной действитель­ностью. Но если взять и эту сторону дела, то и тогда неоспоримо, что в современной России реально обеспечены свободные выборы, в отличие от прошлых «выборов без выбора» (то есть без альтернативных кандида­тур) при единогласном одобрении «блоком коммунистов и беспартий­ных» линии партии и государства, недопущении критики этой линии и абсолютной монополии сторонников этой линии на выступления в средствах массовой информации и т.д. На действительно свободный основе проводятся теперь и референдумы как форма непосредственной демократии, которые даже формально десятилетиями не проводились в условиях тоталитарного режима.

Конституционное закрепление неотчуждаемых прав и свобод чело­века и гражданина в соответствии с международными демократически­ми стандартами и гарантирование их с помощью судебной защиты ставит перед государственными органами серьезные преграды на пути возрождения тоталитарных способов и методов властвования, незакон­ного вмешательства в самодеятельность личности, общественных орга­низаций и общества в целом. В современном российском обществе и государстве покончено с тоталитарной практикой: массового внесудеб­ного лишения свободы граждан и незаконного помещения здоровых людей в психиатрические больницы, принудительной высылки граж­дан из страны и лишения их своего гражданства, преследования поли­тического инакомыслия и уголовного наказания за это; жесткого подав­ления свободы общественных объединений, включая запрещение со­здания некоммунистических партий и организаций; преследования ве­рующих и служителей церкви; серьезного ограничения свободы пере­движения как внутри страны, так и за ее пределами, содержания массы населения за «железным занавесом» по отношению к несоциалистичес­кому миру; серьезной дискриминации людей по этнонациональному признаку вплоть до ликвидации их национальной государственности и массовой принудительной депортации и т.д.

Сегодня в России не только в законодательстве, но и на практике проводится (пусть и не всегда последовательно) демократический принцип разделения и равновесия властей; поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувст­вует себя во многом защищенной правом и законом от произвола госу­дарственной власти; обеспечивается реальная многопартийность, при которой свободно создаются и функционируют десятки партий и иных объединений самой различной политической ориентации; ликвидиро­вана открытая государственная цензура и монополия на средства массовой информации; проводится принцип открытости общества в отно­шении мирового сообщества, включая открытость границ и т.д. Боль­шое значение имеет и проведение линии на подлинную федерализацию и обоснованную децентрализацию государственной власти и развитие местного самоуправления. Другое дело, что в реальных переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из провоз­глашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов государственно-политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации. Так, глубокий эко­номический кризис привел не только к серьезному росту безработицы, но и к небывалому обнищанию большинства населения, массовой за­долженности по выплате заработной платы и пособий и т.д., что не может не нарушать или ограничивать права человека. Разгул корруп­ции и преступности абсолютно несовместим с утверждением граждан­ского общества и правового государства, с гарантированием личных и политических прав гражданина и т.д. Суперпрезидентский характер республиканской формы правления в РФ не позволяет сегодня успеш­но и эффективно реализовать в полном объеме преимущества демокра­тического разделения и равновесия властей[31].

Ограниченность и непоследовательность практической реализа­ции демократического государственно-политического режима в Рос­сии позволяет некоторым авторам характеризовать его как авторитарный, непосредственно опирающуюся на армию, полицию, бюрократию и проводящую политику лавирования между борющимися внутренними социально-политическими силами и внешнего экспансионизма. Мы считаем такой вывод неверным, поскольку такой политический режим – это в своей сущности антидемократический авторитарный режим, не сочитающийся с республиканской формой правления, обозначенной в Конституции РФ. Тот факт, что в современной российской действительности можно обнаружить те или иные частные проявления или тенденции авторитаризма, бюрократизации, политического лавирования государ­ственной власти и др., не дает, по нашему мнению, основания относить в целом существующий в России государственно-политический режим к числу антидемократических.

Говоря о государственно-политическом режиме современной Рос­сии, нельзя не учитывать ее федеративного политико-территориально­го устройства, при котором различные субъекты Федерации, прежде всего республики, обладают высокой самостоятельностью в устройстве своей политической жизни. Конечно, федерация предполагает обеспе­чение единства основ конституционного строя и государственной влас­ти в масштабах всей страны. Но и в рамках такого единства, как пока­зывает опыт, могут иметь место существенные особенности в конкрет­ных путях, способах, средствах и методах осуществления государствен­ной власти в различных регионах. При этом речь должна идти не о различных государственно-политических режимах в них, а о своеобра­зии проявления единого для всей федерации режима. Иногда в этой связи говорят и о двух различных уровнях существования и проявле­ния такого режима – «федеральном и субъектов федерации, причем со значительной разницей между ними» и существенными различиями между самими субъектами федерации. Действительно, сегодня трудно не заметить в отдельных субъектах РФ определенных проявлений местного авторитаризма, криминализации власти, сильного влияния на власть толстосумов, дискриминации граждан по этнонационально­му признаку и т.д., но это не означает, что существующие в них государственно-политические режимы в общем и целом могут быть призна­ны авторитарными, криминальными, олигархическими или этнократическими. Государственно-политический режим в РФ в принципе один на всей ее территории, и попытки утвердить иные режимы в субъектах Федерации должны расцениваться как прямое нарушение Конститу­ции РФ. Но это единство, допускающее особенности в проявлении единой демократической сущности такого режима.

 

 

Заключение

             

 

Итак, как видно из данной научной работы, тема соотношения форм правления с государственными режимами на сегодняшний день представляет собой достаточную актуальность в теории государства и конституционного права не только на международном уровне, но и в России и нуждается в разработке и развитии, поскольку еще остается ряд вопросов, подлежащих теоретическому анализу и практическому решению.

Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления, существующей в конкретном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее – от определения правового положения одного высшего органа государственной власти – главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах, монархией и республикой, зависит от того, кто стоит во главе государства. Такие его особенности, как демократизм или реакционность, централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее, форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Научный анализ государства невозможен без учета тех методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Речь идет о государственном режиме, который представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.

              Как видно, имеется явная взаимосвязь форм правления и государственных режимов. Особенно ярко она показана в данной дипломной работе на примере их соотношения в Российском государстве.

              Прошедший в сентябре 2010 г. мировой политический форум в Ярославле продемонстрировал намерение российского государства следовать построению именно демократического общества. Президент РФ Д.А. Медведев не только озвучил строгую приверженность демократическим принципам организации государственной власти, демократическому режиму, но и предложил стандарты демократии, которые должны быть универсальными для всех государств, независимо от особенностей исторического развития того или иного государства. В частности, Президент РФ отметил, что демократия может «быть разной, она имеет свои исторические корни, но общность ценностей все равно нас объединяет»[32].

Информация о работе Формы правления и их соотношение с государственными режимами