Формы правления стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

Казахстан: «Пятерки» получили «Политическая стабильность», «Эффективность работы правительства» и «Качество законодательства», остальные получили «шестерки» (вторая худшая оценка).

Кыргызстан: «Пятерки» за «Учет мнения населения» и «Качество законодательства», «шестерки» — за четыре остальные категории.

Таджикистан: Все «шестерки».

Туркменистан: Все «семерки», «Политическая стабильность» получила «четверку».

Узбекистан: «Шестерки» за «Эффективность работы правительства» и «Сдерживание коррупции», остальные «семерки» (низший балл).

Латвия: «Двойка» за «Качество законодательства», остальные — «тройки».

Литва: «Тройки» за «Верховенство закона» и «Сдерживание коррупции», остальные «двойки».

Эстония: Высший балл («единица») за «Качество законодательства», «тройка» — за «Политическую стабильность». Остальные четыре показателя получили «двойку».

Для сравнения, США получили высший балл («единицу») за «Эффективность работы правительства», «Качество законодательства»  и «Верховенство закона», «двойку» за «Учет мнения населения» и «Сдерживание коррупции», «тройку» за «Политическую  стабильность».

Авторы рейтинга указывают, что некоторые страны с формирующейся  рыночной экономикой не уступают развитым странам по основным показателям  качества государственного управления. Более десятка развивающихся стран, в том числе Словения, Чили, Ботсвана, Эстония, Уругвай, Чехия, Латвия, Литва, Коста-Рика, опережают по основным показателям качества государственного управления такие промышленно развитые страны, как Греция и Италия.

По мнению Всемирного Банка, вставшие на путь реформ страны могут  добиться существенного улучшения  качества управления и сокращения масштабов  коррупции в сравнительно сжатые сроки. Кроме того, страны, проводящие реформы в области управления, могут рассчитывать на значительные дивиденды в области развития, поскольку в долгосрочной перспективе  совершенствование управления приводит к приблизительно троекратному повышению  доходов на душу населения. Совершенствование  системы государственного управления способствует успеху борьбы за сокращение масштабов бедности и за повышение  уровня жизни населения. Исследования последних 10 лет свидетельствуют  о том, что повышение уровня жизни  во многом является результатом совершенствования  государственного управления, а не наоборот. Если рейтинг государства  вырастает на один балл (к примеру, с «четверки» повышается до «тройки»), то уровень детской смертности в долгосрочном плане снижается на две трети, а доходы населения увеличиваются в три раза.

Вместе с тем, группа стран, последовательно проводивших реформы  в последнее десятилетие, очень  неоднородна. В Перу, Гане, Танзании, Мексике, Боснии, Сербии и Хорватии отмечаются высокие результаты в  области гражданского участия и  подотчетности. В то же время в  Болгарии, Словакии, Румынии достигнуты весомые успехи в плане обеспечения  эффективности деятельности правительственных  органов, а в Армении, Венгрии, Словакии и Литве — в повышении качества инструментов и институтов регулирования, в Грузии, Латвии и Южной Корее  — в борьбе с коррупцией.

В странах, твердо приверженных делу реформ, совершенствование системы  государственного управления может  происходить относительно быстро. Хотя это не является всеобщим правилом, нескольким государствам удалось добиться значительных успехов за очень короткий период (с 2002 года). Например, в Украине, Кении и Либерии отмечаются большие  успехи в области учета мнения населения и подотчетности государственных  органов, в Анголе и Алжире — в  обеспечении политической стабильности.

В современной  политологии для общего обозначения  структурных и властных признаков  государства используется понятие  «форма государства». Это понятие  включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и  политический режим.  
 
Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.  
 
Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.  
 
Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.  
 
Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.  
 
Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.  
 
Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.  
 
Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.  
 
Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.  
 
Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.  
 
В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.  
 
Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.  
 
В соответствии с конституцией США, президент, будучи одновременно главой государства и исполнительной власти, является единственным должностным лицом федерального правительства, выбираемым гражданами страны на четырехлетний срок с правом лишь одного переизбрания. Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.  
 
Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.  
 
Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики[1].  
 
До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полупрезидентскую республику.  
 
Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.  
 
Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.  
 
Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.  
 
Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.  
 
Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.  
 
Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.  
 
Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.http://gtmarket.ru/news/state/2007/07/19/1291

2.Арон Р.   Демократия и тоталитаризм

3.Вебер М. Политика как призвание и профессия

4.Морозова, Л. А. Теория государства и права - М.: Изд. Эксмо, - 2009 г


Информация о работе Формы правления стран мира