Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в моей работе выступает форма правления - порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, категория, которая показывает, кто и как правит в государстве. Объектом исследования выступает законодательство, в частности конституция РФ.
Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государственного ведения в целом.

Работа содержит 1 файл

лена курсовик.docx

— 54.76 Кб (Скачать)

Введение.

         Предметом исследования в моей работе выступает форма правления - порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, категория, которая показывает, кто и как правит в государстве. Объектом исследования выступает законодательство, в частности конституция РФ.

Понятие формы правления  является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государственного ведения в целом.

 На протяжении многих  сотен лет в центре внимания  находились два вопроса: 1) какие  формы правления существуют и  2) какая из известных форм правления  наилучшим образом подходит для  данного времени в данной стране. Вот эти основные проблемы  и будут являться целью моего  исследования. В настоящее время  форма правления входит составной  частью в более широкое понятие  формы государства, объясняющей  организацию государственной власти  и ее устройство.

         Данная тема является актуальной т.к., в настоящее время в связи с избранием нового Президента и качественным обновлением состава Государственной Думы в России сложилась весьма благоприятная политическая ситуация для продолжения конституционной реформы построения демократического правового государства, основанного на сбалансированной системе государственной власти. Поддержка законодательных инициатив Президента Государственной Думой дает надежду на то, что время не будет упущено и общегосударственные задачи, намеченные в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, могут быть выполнены.

 

 

 

 

 

 

  1. Форма правления. Понятие.

 

          Под формой правления понимается система формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

          Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве в   зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские1.

          Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их наиболее типичным свойствам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая  абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы можем разобраться в смысле той или иной системы органов  государственной власти, установленной  Конституцией соответствующего государства.

На этапе существования  аграрного общества значение формы  правления сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия - как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классические формы правления.

 

          В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе, вплоть до настоящего времени указанный критерий - остался. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления.

          Эта разновидность определяется  соотношением полномочий законодательной  и исполнительной власти, распределенных  между главой государства, парламентом  и правительством в конкретной  стране, и вытекающим отсюда порядком  их формирования.

Монархия была характерна для аграрного общества, хотя и  в то время в отдельных странах  существовали республики. Переход к  индустриальному строю нередко  сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской  формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

          Более того, не всегда можно с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеешь дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

 

 

 

 

Монархия.

 

Монархия – это такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления  являются:

• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

• наследственный порядок преемственности верховной власти;

• представительство государства монархом по своему усмотрению;

• юридическая безответственность монарха.

  Термин «монархия»  греческого происхождения («монос»- один, «архе» - власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.

Эта власть нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). На сегодня  божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории  известно, что феодалы становились  монархами и добывали трон для  себя и своих потомков,  иногда в результате выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка  приглашения. Из этого исходит и  большинство действующих конституций  монархических государств.

          Так, согласно ст.1 Конституции  Японии 1946г. «Император является  символом государства и единства  народа, его статус определяется  волей народа, которому принадлежит суверенная власть»2. Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.

          Монархия возникла в условиях  рабовладельческого общества. При  феодализме она стала основной  формой государственного управления. В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном  формальные черты монархического  правления.

1. Древневосточная монархия.

Как первая в истории человечества форма государственного правления, древневосточная монархия имела  уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального  быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Организацию государственной  власти в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии  и др.) называли восточной деспотией. Под деспотией понимают такую  форму правления, при которой  деспот пользуется неограниченной наследственной властью по отношению к своим  подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.3

2. Древнеримская монархия

Древнеримская монархия выступала  в форме империи (I-IIIвв.н.э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода – период принципиата и домината.

При принципиате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избирательные консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия (доминат). В  этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей — сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата.4

Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней  ее стадии, стали образцом для подражания в средние века.

3. Феодальная (средневековая)  монархия

Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии

Раннефеодальная монархия вырастает  непосредственно из родообщинных отношений  у значительной части народов  Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство  характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной  властью. Феодальная военная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. Одновременно формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Несмотря на кажущуюся  мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение  населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную  власть в своих собственных экономических  интересах. Они постепенно устраняются  от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.5

Дав характеристику исторических типов монархий и объяснив структуру  их возникновения, можно выделить монархические  формы правления. 6

  1. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается  вся полнота государственной  власти. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить административной деятельностью или назначать  для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений  его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами  и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная редкость. В  качестве примера можно упомянуть  Саудовскую Аравию, Оман.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а  государственный режим именуется  абсолютизмом.

  1. Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии.

Здесь мы наблюдаем уже  возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит  в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит  монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через  назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может  быть более или менее независимой.

          Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен  авторитарный политический режим. Государственный  же режим может характеризоваться  как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение  компромисса между властвующей  феодальной верхушкой общества и  остальной его частью, в котором  преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Информация о работе Форма правления