Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в моей работе выступает форма правления - порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, категория, которая показывает, кто и как правит в государстве. Объектом исследования выступает законодательство, в частности конституция РФ.
Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государственного ведения в целом.

Работа содержит 1 файл

лена курсовик.docx

— 54.76 Кб (Скачать)

          Есть примеры замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г. ликвидировали монархию. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер.

          В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.

Начало этому явлению  было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса, стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полупрезидентская, полупарламентская  республика

 

"Гибридные" формы  монархии не представляют большого  интереса для исследователей: число  их вариантов из-за характера  самой формы правления довольно  ограничено. Гораздо более перспективными  являются смешанные и "гибридные"  формы республики, имеющей множество  разновидностей. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид.

Как известно, существует несколько  отличительных признаков президентской  и парламентской республик, но главное  различие между ними заключается  в способе политической ответственности  правительства (совета, кабинета министров). Все другие признаки, в том числе  и порядок назначения правительства, не являются решающими: юридически в  парламентарной республике правительство  также назначается актом президента (хотя на деле акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства). Примерами президентской  республики являются США, Сирия, Зимбабве, парламентарной – Италия, Германия, Индия и др.

         В последние десятилетия указанный выше главный признак все чаще подвергается различным коррективам. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики. Для этой цели используются как концепция "рационализированного парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики. Одной из положительных черт президентской республики является стабильность правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку, в частности по причинам борьбы партийных фракций и изменения соотношения сил в его стенах. Кроме того, эта форма обеспечивает единство исполнительной власти: правительство возглавляет глава государства, даже если есть должность так называемого административного премьера (премьер-министра), о котором речь пойдет ниже. С другой стороны, важнейшей позитивной чертой парламентарной республики является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение (особенно его состояние во время выборов в парламент). Однако президентская республика тяготеет к авторитаризму. Исполнительная власть ускользает из-под парламентского контроля. Правительство же парламентарной республики в условиях многопартийной системы, особенно если нет доминирующей партии или устойчивой коалиции партий, вместе образующих парламентское большинство, слабо и нестабильно, часто "свергается" парламентом. Выше это иллюстрировалось на примере Италии.

Для того чтобы соединить  указанные выше позитивные элементы парламентарной и президентской  республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а  во второй - создаются ограниченные формы вотума недоверия. Возможности  вынесения вотума недоверия ограничивают по-разному. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум недоверия": такая резолюция принимается  одновременно с назначением нового канцлера, что исключает "бесправительственное" состояние страны. Кроме того, временно, до сформирования нового правительства, продолжает управлять ушедшее в отставку. За все время существования ФРГ, с 1949 г., конструктивный вотум недоверия был применен лишь 1 раз.

 Во Франции требуется,  чтобы резолюция порицания была  мотивирована, подписана не менее  чем 1 /10 состава нижней палаты  и, в отличие от Германии, принята  не просто большинством нижней  палаты, а абсолютным большинством ее состава. Случаи внесения резолюции порицания во Франции крайне редки.

          Создание смешанных форм (во всяком случае, тенденция к этому) связано также с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто юридически президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике, Эквадоре и др.

           Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса.

Особая разновидность  смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит  в особом положении главы правительства  в системе государственных органов  республики - по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент  юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных  органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным  образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный  орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще  одна особенность формы правления  Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому  парламентские выборы проводились  по территориальному признаку.

В некоторых президентских  республиках создается особая должность  административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и др.), но не он определяет политику правительства, это  делает президент, остающийся его фактическим  руководителем. Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр ведает оперативной  деятельностью правительства и  ведет его неофициальные заседания, да и то в ряде стран каждый раз  только по поручению президента. Однако создание такой должности позволило  установить ответственность правительства  в целом, а не только отдельных  министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение  фактического руководителя правительства - президента. Несмотря на то, что правительство  ответственно перед парламентом, назначает  его президент без одобрения  последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иные нетипичные формы правления.

 

  1. Анархия (от греческого слова αναρχία, означающего «без правителя») может означать следующее:

• Отсутствие законодательства и аппарата принуждения.

• Отсутствие централизованного управления.

• Теоретическое социальное устройство государства, в котором отсутствуют какие-либо правители или группы правителей, но каждый имеет абсолютную свободу.

• Свобода, независимость от правил и авторитетов.

  1. Аристокра́тия (от греч. ἀριστεύς, «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.

Основным отличием аристократии от олигархии является забота аристократии о благе всего государства, а  не исключительно о благе собственного класса, что подобно различию между  монархией и тиранией.

  1. Геронтокра́тия (от греч. γερον (geron, родительный падеж греч. γεροντος) — старик и греч. κράτος (kratos) — власть, государство, могущество), — принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.
  2. Деспоти́зм, деспоти́я (др.-греч. δεσποτία — неограниченная власть, от δεσπότης — владыка). Деспот — полновластный правитель (часто путают с — жестоким правителем.

Форма государственного правления, при которой вся верховная  государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя  или узкой группы лиц, которые  вправе свободно распоряжаться судьбой  своих подданных.

  1. Джамахирия (араб. جماهيرية‎‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги. Джамахирия — это высшая форма демократии, при которой власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие.
  2. Двоевластие — режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. Может быть как результатом острого политического конфликта, так и осознанным политическим институтом (два спартанских царя, два консула в Римской республике, два императора в поздней Римской империи). В последнем случае иногда применяется термин диархия (греч. διαρχία из греч. δι — «два» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель»).

В России двоевластие возникло в результате Февральской революции  в марте — начале июля 1917 г. К  власти одновременно пришли Временное  правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

  1. Военная диктатура — форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота.
  2. Клептокра́тия (от др.-греч. κλέπτειν — воровать, κράτος — господство, власть, буквально «власть воров») — идеологическое клише, обозначающее такой политический режим, при котором основные государственные решения мотивированы, в первую очередь, непосредственной материальной заинтересованностью узкой группы лиц, эти решения принимающих.
  3. Нетокра́тия (англ. netocracy) — это новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные предметы (деньги, недвижимость и т.д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).

Нетократия — новый мировой правящий класс, который является источником управляющих воздействий на старые элиты – и на российскую, и на мировую. 7

  1. Ноокра́тия (греч. νους, «разум» + греч. κράτος, «власть») — вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума» при формировании ноосферы Земли согласно представлениям акад. В. И. Вернадского и французского философа Пьера Тейяра де Шардена.
  2. Охлократия (греч. οχλοκρατια; от греч. οχλος — толпа и Κρατος — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, можно сделать  некоторые выводы.

Сопоставление различных  моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует  об исключительном богатстве и разнообразии форм правления в современном мире. Государства существуют и функционируют в различных условиях. Есть неодинаковые по содержанию и форме капиталистические государства, свои особенности имеют государства в различных развивающихся странах, сохранилось несколько государств тоталитарного социализма, хотя и в них происходят существенные изменения, правда, связанные прежде всего с регулированием экономических отношений. Особый, переходный характер имеет многочисленная группа постсоциалистических государств. Все это отражает богатство форм управления обществом в современном мире.

Информация о работе Форма правления