Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в моей работе выступает форма правления - порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, категория, которая показывает, кто и как правит в государстве. Объектом исследования выступает законодательство, в частности конституция РФ.
Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государственного ведения в целом.

Работа содержит 1 файл

лена курсовик.docx

— 54.76 Кб (Скачать)
  1. Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция).

Здесь наблюдается разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Монарх при данной форме  правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно  ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность  Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.

          В целом институт монархии - это  феодальный пережиток, а для  некоторых стран - пережиток еще  более древних традиций. Однако, как отмечалось, в развитых странах  сколько - ни будь существенного  влияния на политическую жизнь  этот институт не оказывает,  хотя и здесь при соответствующих  условиях могут быть использованы  в тех или иных целях резервные полномочия короля- такие, которые перечислены в конституции, но им не пользуются. Таким образом, монархическая форма правления в тех или иных целях зависит не сколько от конституционных положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения ее населения к монарху.

 

Республика.

 

Республика — форма  правления, при которой государственная  власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок.

          В отличие от монархии при  республиканской форме правления  единственным источником власти  по закону является народное  большинство. Само происхождение  термина республика (от лат. res publica- общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

          Республиканская форма правления  использовалась в древнем мире (например, демократическая республика  в Афинах и аристократическая  – в Риме), республиками являлись  многие города государства в  средние века (Дубровник в Югославии,  Бремен - в Германии). Но наиболее  широкое распространение эта  форма получила в Новое время,  после победы буржуазных революций.  Первой республикой, связанной  с такими революциями, стали  США.

            Республиканская форма правления во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик.

         При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Из этого следует, что можно выделить республиканские формы правления.

  1. Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип  разделения властей, а взаимоотношения  между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов. И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

         Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках нередко можно наблюдать ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

         Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качество государственного режима это не меняет.  Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:

1.  высокая степень централизации государственного аппарата;

2. гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;

3. важная роль армии в политической жизни;

4. преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);

5. почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

Одной из основных отличительных  особенностей этой формы правления  по сравнению с США явилась  и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.

Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством  в стране.

  1. К парламентарной республике относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого  президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более  широкой коллегией, включающей наряду с парламентом субъектов федерации  или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или  министра контрассигнует акты президента.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта  чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

          При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.

Чисто парламентарных республик  не так уж много. К ним можно  отнести Италию, Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и  некоторые другие.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между  парламентарной и президентской  формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной  организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

 

  1. Нетипичные (смешанные) формы правления.

 

Форма правления зависит  от многих факторов. Серьезное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности природные  условия проживания, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных  событий, как, например, во время и  после буржуазных революций в  Европе и Америке: молодая, прогрессивная  буржуазия, возглавлявшая широкие  слои населения, добилась ограничения  власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США  президентские республики утвердились  в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело  к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

Разделение на монархии и  республики, а их внутренняя классификация  на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

Приведенные в предыдущей главе критерии для различения форм правления и сегодня сохраняют  свое значение, все они (кроме явственно  выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления  новых признаков создаются неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во вновь возникающих  государствах (например, при распаде  СССР, Югославии, Чехословакии), как  правило, соединяют разные черты.

Тому есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий  показывает, что для управляемости  государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек  и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают  концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и  исполнительной власти в России (а  отчасти - и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления.

Во-вторых, "чистые" формы  правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская  республика имеет тенденцию к  президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление  суперпрезидентских республик в  Латинской Америке, а также президентско-монистических  республик в Африке. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные  кризисы и отставки. Поскольку  в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит  от парламентского большинства (а оно  нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет  к вотумам недоверия. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства  обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны.

В-третьих, возникновение  смешанных, "гибридных" форм связано  с распространением и восприятием  во все большем числе стран  мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Наконец, изменения в форме правления  связаны с давлением и борьбой  прогрессивных сил.

 

 

 

Монархическая республика.

 

          Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться, или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А.Пиночет в Чили в 1973 г.

Информация о работе Форма правления