Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Регулирующее, упорядочивающее воздействие на общество, поведение человека, групп, общностей государство осуществляет с помощью норм права и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.

Работа содержит 1 файл

реферат теория гос-ва.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

В полупрезидентской  республике, напротив, правительство  слишком зависит от партийной  борьбы, которая при множестве  партийных фракций в парламенте не позволяет создать парламентское  большинство, а вместе с ним и  стабильное правительство. Следовательно, в парламентских системах осуществляется поиск форм, которые ограничивали бы возможность парламента часто  отправлять правительство в отставку. Так появилась модель полупарламентской  республики, в которой может отправить  правительство в отставку, лишь предложив  новую кандидатуру премьера, которого поддержит большинство депутатов (так называемы конструктивный вотум  недоверия) (например Германия).

Гибридные формы правления модифицируют базовые  принципы классических форм. Так появились  монархическая республика и республиканская  монархия.

Республиканские монархии стремятся преодолеть такой  недостаток классической монархии, как  недемократичность формирования верховной  власти, которая носит наследственный и единоличный характер. В целях  повышения легитимности власти правителя  в современных монархиях вводится выборность главы государства и  срочность его полномочий, что  делает данную форму близкой к  республике (например, Объединенные арабские Эмираты).

В монархических  республиках нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, главы государства - президент - приобретает  черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным  правителем. Разновидностью монархических  республик являются президентско-монократические  республики, где президенты несменяемы (в КНДР пожизненным президентом  стал вождь и учитель корейского народа Ким Чен Ир, объявленный  преемником еще при жизни своего отца Ким Ир Сека).

С президентско-монократическими республиками не следует смешивать  суперпрезидентские республики, распространенные в Латинской Америке и Африке, когда, несмотря на чрезвычайно обширные полномочия, глава государства периодически сменяется на основании всеобщих выборов.

Также к нетипичной форме правления  относится социалистическая республика.

Социалистическая  республика - особая форма правления, которая возникла в ряде стран  в результате социалистической революции  и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической  республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим  классом.

Особенностями социалистической республиканской  формы правления являются:

1. Соединение  высших и местных органов власти  в единую представительную систему,  основанную на принципе демократического  централизма;

2. Ведущее  положение представительных органов,  составляющих основу аппарата  государственной власти;

3. Сочетание  экономического, социально-политического  и культурно-воспитательного руководства  общественной жизнью в едином  государственном механизме, что  позволяет государственной власти  управлять обобществленными средствами  производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе страны, причем всей;

4. Создание  необходимых условий для обеспечения  руководящей роли рабочего класса  и его партии в общественной  и государственной жизни;

5. Отрицание  идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной  формой диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически  первой формой диктатуры пролетариата. Она реализовала принцип всеобщего  и равного избирательного права, полностью разрушила старый государственный  аппарат, заменив его новым. Подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала  буржуазный парламентаризм и связанную  с ним теорию разделения властей.

Республика  Советов - разновидность социалистической формы правления, возникшая в  новых исторических условиях в России. Теоретически основы советской республики разработал В.И. Ленин. В республике Советов Ленин видел однотипную с парижской коммуной форму организации  власти и выделял следующие ее признаки:

· Cлои  старого буржуазного государственного аппарата и образование таких  органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной  силой рабочих, крестьян;

· Обеспечение  реального участия трудящихся масс в управлении государственного строя, совмещение в них функций законодательной  и исполнительной власти;

· Руководящая  роль в организации государственной  и общественной жизни страны принадлежит  партии рабочего класса, которая определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

Народно-демократическая  республика как форма государственного правления возникает после второй мировой войны. По структуре и  характеру власти она мало чем  отличается от советской формы правления. За исключением незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити государственной  и общественной жизни находятся  в руках партократии. В странах  народной демократии декларативно провозглашались  верховенство представительных органов, народный суверенитет. Хропанюк В.Н. Теория государства и права . - М., 1995. - С. 116-117 В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая проводила в жизнь антидемократическое управление.

Все сказанное  позволяет сделать следующие  выводы:

Институт  монархии - это феодальный пережиток, а для некоторых стран - пережиток  еще более давних времен. Но использование  данной формы правления в той  или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать  и с реакционных позиций, и  с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную  власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала  конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась демократическим  содержанием.

Смешанные «гибридные» формы современной  государственности создаются для  устранения негативных проявлений. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически  утрачиваются различия между монархией  и республикой.

Заключение

Проведенное исследование формы правления позволило  сформулировать следующие выводы.

Форма государства - это совокупность его  внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.

Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень  участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и  населением, между высшими государственными органами, между этими органами и  центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой  реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Что касается формы правления в России, то здесь  следует отметить, что она является полупрезидентской республикой  с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме  правления. В России (пока что без  изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи  с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и  укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и  парламента усиливаются.

Монархия - это форма правления, при которой  во главе государства стоит единоличный  монарх, который занимает престол  по наследству юридически бессрочно  и не несет ответственности перед  населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит  органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит  власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных  перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов  и т.п.), ему принадлежит право  вето и право неограниченного  роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства  министры зависят от вотума доверия  парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распуская парламент. Повеление  монарха приобретают юридическую  силу лишь будучи контрассигнованными  соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно  ограниченно.

Республика - это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит  выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность  перед парламентом. Президент - глава  государства, но не глава правительства. Президентская республика - это форма  правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. Функции главы  государства и правительства  выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где  парламент и президент в той  или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению  к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской  республики не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные  «гибридные» формы правления. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

Достаточно  широкое распространение и признание  получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские  и полупарламентские республики.

Список  использованных источников

  Литература:

2.1. Васильев  Д.А. Теория государства и права. - М., 2007;

2.2. Марченко  М.Н. Теория государства и права.  Курс лекций. - М., 2001;

2.3. Венгеров  А.Б. Теория государства и права. - М., 2005;

2.4. Комаров  С.А. Общая теория государства  и права. - М., 2005;

2.5. Комаров  С.А., Малько А.В. Теория государства  и права. - М., 2003;

2.6. Любашиц  В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002;

2.7. Летушева  Н.И., Летушева М.В. теория государства  и права. - М., 2005;

Информация о работе Формы правления