Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     В настоящее время президентская  республика классического типа, о  которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская  республика с некоторыми чертами  парламентской формы. Во-первых, как  говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность  премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах - и ответственность премьер-министра и всего Совета министров.

           Как и любая друга  форма правления президентская  республика имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.) подчеркивают значение поста президента. 
Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией.  
Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной.

     «Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту»11.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает  поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует  также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие  парламентов в избрании главы  государства также разделяется  с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным  собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент  избирается населением сроком на шесть  лет. Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

     Достоинством  парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет  назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает  поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства  правительство уходит в отставку. 
При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

     Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской  республик не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  всей политической системы. Так, если в  парламентской республике парламент  состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и  отставки. Для устранения этих и  некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские, полупарламентские) формы правления.

     Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности  путем устранения правительственных  кризисов, частой смены правительств, оптимизации способов организации  и взаимоотношений высших органов  государственной власти, центральных  и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь  образованных государствах.

     2.3. Нетипичные формы  правления.

     Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем  совмещения и появления новых  признаков создаются неизвестные  ранее формы, так называемые нетипичные формы правления. "Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало, чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

     Рассмотрим  существующие нетипичные формы правления:

  1. Республиканская монархия.

   Как уже отмечалось, глава государства  в монархии - наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила  Романова в России в 1613 г.). Вместе с  тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства  не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава  государства переизбирается раз  в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую  форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

2) Монархическая республика.

     Вместе  с тем, в современном мире в  условиях тоталитарных систем появились  разновидности республики, характеризующиеся  нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный  переворот, который ставит во главе  государства единоличного диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая  суть меняется. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

3) Суперпрезидентская  республика.

     В ряде стран Латинской Америки  уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими  полномочиями. Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в "судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют"12.

  1. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее, будущее

    3.1.Имперская  Россия: от абсолютной  до конституционной  монархии 

     Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве  как «симфонии властей», двуединстве  светской и духовной властей, автономно  существующих, но в равной степени  своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

     В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Все  самодержцы XVII в. династии Романовых  были избраны Земскими соборами. Образ  власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся  традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.

В правление Петра I (1696-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.

Петр I стал одним из первых государственных  реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.

      По  обобщению М.Ф.Владимирского-Буданова, «существенные черты империи... заключаются  в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя стремится изменить московский государственный строй через усвоение западноевропейских и западнорусских форм путем реформаторского законодательства; почти все учреждения Московского государства уничтожаются и заменяются новыми; различные классы смыкаются в сословия, сама верховная власть получает новые основания; государство из вотчинного и патриархального превращается в полицейское»13.

     Подвергая все стороны социальной и политической жизни детализированной регламентации с помощью законов различною объема и направленности в виде указов, регламентов, артикулов, царственный реформатор нередко мало считался с результативностью подобных новшеств и, тем самым, заранее мирился со слабой эффективностью реформ при всей их актуальности и назревшей необходимости.

     Западноевропейская  составляющая реформ впоследствии будет  пронизывать обновленческие программные  замыслы многих царствующих особ - Екатерины II, Павла I, Александра I и  Александра II, вплоть до конституционных  законов начала XX столетия в царствование Николая I, смирившегося с созданием  парламентско-представительного собрания в виде Государственной думы.

     Абсолютная  монархия в России была оформлена  в первой четверти XVIII в. в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шел процесс  отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя  канцелярия - учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла. По указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенат. В 1714 г. этот порядок изменился - вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките.

Информация о работе Формы правления