Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     Российский политолог В.Никонов считает, что "мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента»16. Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что «для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров»17. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета - по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской.

  Другие  исследователи (С.А.Грановский) считают, что «в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом»18.

      Изучив работы российских политологов я склоняюсь к выводу о том, что Россия все-таки является смешанной моделью республики, так как в Конституции Российской Федерации содержатся признаки характерные как для президентской, так и для парламентской республик и однозначно определить форму правления на современном этапе не возможно. Но нужно отметить, что президент занимает доминирующее положением в системе властей. 
 

 

    Заключение 

       В соответствии с актуальностью выбранной темы для достижения цели данной курсовой работы были охарактеризованы те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д.

      Право любой страны определенным образом регулирует отношения между высшими органами государственной власти и устанавливает саму систему этих органов. Правовая сторона вопроса не всегда является определяющей: на функционирование государственной власти могут оказывать решающее влияние группы давления, личные связи. Тем не менее, правовая организация государственной власти, безусловно, является важным фактором государственного управления. Во-первых, правовые нормы в той или иной степени все-таки отражают реальность; их существование не проходит полностью незамеченным. Во-вторых, правовые установления могут играть решающую роль, когда за ними стоят организованные интересы, использующие правовые нормы или их изменение в своих целях. Исходя из этого, анализ форм правовой организации власти имеет самостоятельное значение для изучения государственного управления.

     Понятие форма правления используется в  современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это  обозначение основополагающего  принципа формирования высших органов  власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и  к государству, даже к обществу в  целом. В рамках первого подхода  традиционно различают такие  формы правления, как монархия и  республика. Изучив труды выдающихся политологов и исследователей при подготовке данной работы, можно сделать вывод о том, что подробная характеристика этих форм правления основательно разработана классической теорией государства и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

     Второй  подход детализирует первый. Среди  монархических форм правления выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская  форма правления существует в  виде президентских (дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик. С учетом того, что парламентские республики и  парламентские монархии обнаруживают больше сходства, чем различия, а  у дуалистических монархий и республик  также много общего.

     Выделение разных форм правления основано на нескольких стандартных критериях. Они могут быть определены следующим образом:

- способ занятия должности главы  государства, его полномочия 

- способ формирования правительства,  его ответственность 

- способы взаимодействия главы  государства, парламента и правительства. 

     Каждая  форма правления характеризуется  определенным сочетанием трех этих базовых  параметров. Соответственно, каждая форма  правления может быть исчерпывающе охарактеризована по этим трем пунктам.

     Но  далеко не все современные государства могут быть отнесены к одной из общепринятых форм правления. Эта проблема, проблема так называемых особых, нетипичных форм правления. Помимо многих специфических черт, имеющихся в характеристике данных форм правления, особенность заключается в абсолютном несоответствии конституционного строя реальному распределению власти. Таким образом, только современная теория государства и права как наука может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз развития этих форм. И, безусловно, очень важно при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию и религиозность.

 

Список  использованной литературы

1. Нормативные правовые  акты:

1.1. Конституция  Российской Федерации. Спб., Издательский Дом «Литера».- 2010.

2. Литература:

2.1. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999;  

2.2. Теория государства и права: учебное пособие/под ред. Любашиц В.Я. – Ростов-на-Дону. 2002; 

2.3. Общая теория права и государства: Учебник для вузов/Нерсесянц В.С.,  М.  НОРМА. 2002; 

2.4. История государства и права зарубежных стран: учебник/под ред. Жидкова О.А.- М., НОРМА. 2003;  

2.5. Никонов В. Конституционный дизайн/ Современная российская политика. Курс лекций. М. 2003; 

2.6. Грановский С.А. Прикладная политология: учебное пособие. М. 2004; 

2.7. Теория государства и права: учебное пособие/под ред. Лазарева В.В. – М. 2005; 

2.8.Теория государства и права: учебное пособие/под ред. Смирнова Л.В. – М. 2005; 

2.9. Теория государства и права: учебник/под ред. Темнова М.Б. – М. 2006;  

2.10. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками/ «Полис». 2006.- №1; 

2.11. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие/под ред. Арановского К.В.- Инфра-М, Форум.-2007; 

2.12. Обзор истории русского права/ Владимирский-Буданов М.Ф. - М., Территория будущего.- 2007; 

2.13. Обществознание для будущих юристов: учебное пособие/под ред. Гамова А.М. - М. 2008; 

2.14. История России / Деревянко А.П.Шабельникова Н.А. - М. Проспект.2009;

Информация о работе Формы правления