Формы(источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи которые мы рассмотрим в ходе работы:
1. Проанализируем понятия «источник» и «форма права», а также подходы к их пониманию.
2. Рассмотрим классификацию форм права, проанализирую виды источников права в материальном, идеальном и формальном смысле.
3. Выделим признаки и характерные черты основных видов источников и форм права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение форм (источников) права…………………………………… 4 Глава 2. Классификация форм (источников) права……………………………….12 Заключение…………………………………………………………………………………………….24 Список используемой литературы…………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп.docx

— 50.39 Кб (Скачать)

Нормативно-правовой акт  характеризуется такими признаками:

утверждается или санкционируется  уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним  волеизъявлением; имеет внешнюю  форму в виде определенного письменного  документа; включает новые нормы  права или изменяет, отменяет уже  действующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воле народа официальный характер. От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.

Правовой прецедент-это  такая форма права, когда конкретному  решению суда или административного  органа придается нормативный характер, и оно является обязательным для  всех аналогичных дел.

В зависимости от того, кто  принимает это решение, правовой прецедент подразделяется на судебный и административный. Правовой прецедент  иногда называют правом, которое создано  судом.

В настоящий момент в России правовой прецедент официально не признается как форма права, хотя в отдельных Постановлениях Пленума Верховного Суда России по конкретным делам, которые являются общеобязательными для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев- отсылка к ним в тексте законов. Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай “кровной мести”-принцип талиона-“зуб за зуб”, “око за око”. В последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был распространенным обычай-вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что он приносит большой вред, поэтому он был запрещен в царской России и в других странах мира.

Подход к понятиям “обычай” и “обычное право’’ в различных  научных школах неоднозначен. В отечественном  дореволюционном и современном  западном правоведении эти понятия  вообще не разграничивались. Так, русский  историк и правовед В. М. Хвостов  в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать  в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании  государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими  словами, по В. М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная  давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают  обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший  раньше, чем общество конституировалось  в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось  в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических  правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая  наука, обычаи и сегодня применяются  некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит  в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической  точки зрения, обычай-неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. Договор- эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и  обязанностей. В условиях становления  в России рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования  значительно возрастает. Свобода  и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного  диктата. Содержанием договора поэтому  являются взаимоустановленные юридические  права и обязанности. Договор  заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности  за нарушение обязательства. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора- чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в русском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства Гражданский кодекс посвятил договору главу. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора. Иногда эту форму права называют договор с нормативно-правовым содержанием. Это такая форма права, в которой закрепляются юридические права и обязанности участников общественных отношений, условия и содержание, юридическая ответственность сторон.

Нормативно-правовые договоры делятся на два вида:

1) договоры, которые заключаются  между предприятиями, организациями  и гражданами.

Второй вид договоров  можно разделить также на два  вида:

договоры, которые заключаются  между Россией и другими государствами  или отдельными государственными органами. Эти договоры изучаются международным  правом. Например, Договор о Содружестве  Независимых Государств (1991г. ), которое  было создано на основе бывшего Советского Союза после его распада;

договоры (соглашения), которые  имеют частный международно-правовой характер. Эти договоры заключаются  между предприятиями и организациями  России и зарубежных стран. Такие  договоры можно заключить не только между предприятиями, но и между  гражданскими и политическими организациям.

Договоров, которые заключаются  между предприятиями и гражданами России достаточно много. Они имеют  правовой характер и учитываются, как  юридический документ (акт) при рассмотрении споров в Арбитражном Суде (между  предприятиями и организациями) и в судах общей юрисдикции, если участником такого договора является гражданин.

Товарно-денежный характер отношений  экономического оборота предполагает, что реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых  затрат на его производство. Такие  затраты, в свою очередь, определяются с учетом существующего на данный момент в обществе соотношения между  спросом и предложением. Правильный учет спроса и предложения и выявление  на их основе общественно необходимых  затрат на производство товара могут  быть осуществлены только в результате достигнутого соглашения между товаропроизводителем и потребителем. Формой такого соглашения и выступает договор как выражение  общей воли товаропроизводителя  и потребителя.

Договор представляет собой  одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес  каждой стороны, в принципе, может  быть удовлетворен лишь посредством  удовлетворения интереса другой стороны. Это порождает общий интерес  сторон в заключении договора и его  надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую  организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых  невозможно добиться с помощью самых  жестких административно-правовых средств.

Договор в гражданском  праве- это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. Он также обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.

Конституционный договор  в практике мирового конституционализма является одним из важнейших источников права, прежде всего, государственного права. Одновременно с Конституцией данный вид договоров является основой, сердцевиной, национального законодательства, на основе которого развиваются и  функционируют все другие отрасли  правовой системы государства.

Еще в давние времена подобные договоры заключались между представительским  органом и князем (королем), которые  определяли основу их взаимоотношений, права и обязанности сторон. Как  способ разрешения проблем которые  в данный момент стоят перед Россией, конституционный договор по своей  сути является тем источником права, который создают различные субъекты конституционно-правовых отношений.

Ему присущи специфические  признаки, которые отличают его от иных правовых документов. Среди них, прежде всего:

предмет (объект) конституционного договора, которым являются основополагающие, определяющие принципы полновластия российского  народа, т. е: кому в России принадлежит  вся полнота власти, какой механизм ее реализации;

субъекты (стороны) конституционного договора, которыми являются наивысшие  органы соответствующих ветвей государственной  власти;

временный характер его, срок действия и возможность пролонгации  или досрочного приостановления  действия которого определяется в самом  договоре;

временное приостановление  действия конституционных положений, которые противоречат позициям конституционного договора;

особенность закрепления  нормативно-правового материала, среди  которого важное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции,

юридические конструкции, “обычные нормативные принципы”.

В самом общем виде все  правовые акты можно разделить на две большие группы: 1) нормативные  акты; 2) индивидуальные акты. Вместе с  тем в практической жизни мы встречаем  четыре разновидности таких актов:

нормативные юридические  акты. Они составляют основу системы  права и законодательства.

интерпретационные акты нормативного или индивидуального характера. Это акты официального толкования правовых норм, которые имеют общеобязательный характер или обязательны только для конкретного дела, если это официальное казуальное толкование. Они дополняют первую группу правовых актов.

индивидуальные акты применения правовых норм, которые имеют властный характер, обязательны только для  участников конкретного дела и носят  одноразовый характер. Например, решения  суда, Указы Президента о награждении.

акты реализации прав и  обязанностей субъектов общественных отношений. Например, договоры, завещание. Они выражают автономные решения  отдельных лиц, правомерные действия и направлены на реализацию права.

Все эти акты отличаются один от другого юридической силой, действием  во времени, в пространстве и по кругу  лиц.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве  источники права (и прежде всего  законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и  прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических  актов, устанавливающих определенный правовой режим.

3. Нормативно-правовой акт как основная форма права в России. Классификация нормативно-правовых актов.

Сегодня в правовой науке  доминирует точка зрения, что основной формой установления правовых норм являются юридические нормативно-правовые акты органов государства. Следующей  по значимости формой являются юридические  нормативные договоры. Правовой обычай имеет ограниченное применение, а  судебный прецедент не используется в России вообще.

Нормативно-правовой акт-это  юридический документ, который носит  общеобязательный характер, принят компетентным органом, поддерживается и охраняется государственной властью от нарушений, направлен на регулирование общественных отношений и охрану социальных ценностей. Нормативно-правовой акт обладает всеми  признаками права и относится  к правовым актам.

Правовых актов очень  много, и их необходимо отличать один от другого. Термин “правовой акт” в правоведении имеет три значения: во первых, это правило правомерного действия- юридический факт; во вторых, результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования); в третьих, юридический документ.

В данном случае подходят два  последних значения. Поэтому правовой акт-это письменный документ, который  соответствующим образом оформлен и во внешней форме выражает волю государства, его органов, классов, социальных групп, отдельных индивидов, обобщение практики.                                                      

Как уже указывалось ранее, все нормативно-правовые акты носят официальный характер, поскольку они издаются государством или отдельным его органом. В связи с этим они обладают юридической силой. Юридическая сила-это специфическая особенность нормативно-правовых актов, которая раскрывает их соотношение и зависимость по формальной обязательности и определяется местом правотворческого органа в аппарате государства. Они носят властный характер и издаются в пределах компетенции того или иного государственного органа или всенародных или местных референдумов; должны иметь правовой характер, отвечать Конституции, принципам правового государства и гражданского общества или актам всенародного референдума.

Информация о работе Формы(источники) права