Формы(источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи которые мы рассмотрим в ходе работы:
1. Проанализируем понятия «источник» и «форма права», а также подходы к их пониманию.
2. Рассмотрим классификацию форм права, проанализирую виды источников права в материальном, идеальном и формальном смысле.
3. Выделим признаки и характерные черты основных видов источников и форм права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение форм (источников) права…………………………………… 4 Глава 2. Классификация форм (источников) права……………………………….12 Заключение…………………………………………………………………………………………….24 Список используемой литературы…………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп.docx

— 50.39 Кб (Скачать)

Нормативный правовой акт  выступает необходимой формой взаимосвязи  между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового  регулирования и конкретными  субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным  и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для  обеспечения законности и правопорядка.

Нормативные акты как внешняя  форма выражения правовых норм также  имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным  элементом нормативного акта является статья

Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:

1. По субъектам их издания:

акты органов государства;

санкционированные государством акты общественных организаций;

акты органов самоуправления;

акты непосредственного  народного волеизъявления (например, референдума).

К данной классификации примыкают  и более конкретизированные деления  актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т. д.

Дума издает законы и постановления; Президент- указы. Органы исполнительной власти издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет министров-декреты и постановления; руководители министерств и ведомств- инструкции, указания, нормативные приказы; местные советы-решения и нормативные утверждения; исполнительные комитеты местных советов- решения, а руководители их управлений и отделов и руководители областных и районных государственных администраций- нормативные приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций- нормативные приказы и инструкции.

2. По сфере действия: общеобязательные; специальные; локальные.

3. По степени конкретизации  правовых норм: общие; конкретизирующие.

4. По характеру волеизъявления: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие.

5. По отраслям законодательства: гражданские; уголовные; гражданско-процессуальные; уголовно-процессуальные и т. д.

6. По времени действия: определенносрочные; неопределенносрочные.

7. По юридической силе: законы; подзаконные нормативные акты.

Центральным и главным  является подразделение нормативных  актов в соответствии с их иерархической  структурой. В данной классификации  основным критерием отнесения нормативных  актов к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая  сила указывает на место акта, его  значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных  его полномочий и компетенции, которой  он наделен по действующему законодательству. Деление нормативно-правовых актов  на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения  по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Закон-это принимаемый  в особом порядке и обладающий высшей юридической силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке  высшими органами власти государства  или непосредственно народом  в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного  и государственного строя, принципов  организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и  политического развития и т. п. Хозяйственное  и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

1. все остальные правовые  акты должны исходить из законов  и никогда не противоречить  им; в случае расхождения акта  с законом действует последний  ;

2. законы не подлежат  утверждению со стороны какого-нибудь  другого органа;

3. никто не вправе отменить  или изменить закон, кроме того  органа, который его издал. 

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия, вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:

законы должны регулировать действительно коренные вопросы;

они должны быть совершенными по содержанию и по форме;

их соблюдение должно быть неприкасаемым.

Все законы в России разделяются  на три большие группы в зависимости  от их юридической силы:

1. Конституционные законы  или основные:

Например, Конституция (основной закон) России, закон “Об президенте России, законы о выборах;

2. Обычные или текущие  законы, которые регулируют иные  важные общественные отношения:

Например, закон “О статусе  судей” (редакция, действующая с 1 января 2012 года)

3. Чрезвычайные законы, которые  принимаются в необходимых случаях,  предусмотренных Конституцией. Но  Россия пока что таких законов  не имеет. 

По субъектам издания  законы в России делятся на:

1. Законы, принятые Верховной  Думой России;

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность  произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной  опасности волюнтаризма, глупых вторжений  в сферу личного со стороны  власти. Такое вторжение не возможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных  случаях получают дальнейшую конкретизацию  и развитие в подзаконных актах.

Подзаконные нормативно-правовые акты-это такие акты, которые приняты  компетентными государственными органами или уполномоченными государством иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом и  в порядке его исполнения.

Подзаконных нормативных  актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп:

1. акты государственных  органов России (Указы Президента, Декреты, Постановления Кабинета  Министров, Постановления Верховной  Думы России и ее Президиума, инструкции и приказы министерств,  администраций области, района, предприятий);

2. иные подзаконные нормативные акты:

3.решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных государством (делегированное законодательство);

4.решения трудовых коллективов (сборов и советов трудового коллектива);

5.протесты органов прокуратуры по поводу незаконности нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов.

Все эти акты должны иметь  определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись  уполномоченного лица, печать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном  государстве России? Во-первых, при  улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность  в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В  этом акте надлежит подчеркнуть, что  сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью  выразить отношение государства  к прецедентному, обычному и договорному  праву.

В-третьих, в нем полезно  нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Так В. М. Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права  должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них  Конституция. При этом Конституция  государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы  действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гражданское право. Учебник.  Часть 1. Издание 2, переработанное  и дополненное/ Под ред. А.  П. Сергеева, Ю. К. Толстова. -М. :Проспект,1997. -600 с. 

2. Договор в народном  хозяйстве (вопросы общей теории). М. К. Сулейменов,

Б. В Покровский и др. -АлмаАта, 1987. -395 с.

3. Конституционное право.  Опорные конспекты. В. В. Молдован. -К. :Вентури, 1996. -224 с. 

4. Конституционное право.  Учебник отв. ред. А. Е. Козлов-М. : Издательство БЕК, 1996. -464 с. 

5. Общая теория государства  и права. /Под редакцией академика  АпрН России, доктора юридических  наук, профессора В. В. Копейчикова. -К. : Юринком,1997. -320 с. 

6. Общая теория права  и государства: Учебник/ Под  ред. В. В. Лазарева. -2е издание. ,перераб и доп. -М. : Юристъ,1997. -472 с. 

7. Теория государства и  права. Учебник для юридических  факультетов и вузов. Под редакцией  В. М. Корельского и В. Д.  Перевалова. -М. : Издательская группа  НОРМАИНФРАМ,1998-570 с. 

8. Теория государства и  права: Учебное пособие. Сурилов  А. В. -Одесса. : Астропринт, 1998. -224 с. 

9. Теория права:Курс лекций. Учебное пособие для юридических  факультетов и вузов-К. : Вентури,1996-208 с. 

10. Конституция Российской  федерации (принята 12.12.1993)

11. Закон “О статусе судей” (редакция, действующая с 1 января 2012 года). 

12. Федеральный закон “О выборах президента Российской федерации”от 10.01.2012

 


Информация о работе Формы(источники) права