Функции государства в общественной жизни. Понятие правового и социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
1. Происхождение и эволюция государства, его исторические типы.…..4
2. Признаки и структура государства, формы его организации…….…...6
2.1 Признаки государства……………………………………………….…..6
2.2 Структура государства…………………………………………………11
2.3 Формы организации государства……………………………………...12
3. Функции государства в общественной жизни. Понятие правового
и социального государства……………………………………………………….…..14
3.1 Функции государства в общественной жизни…………………..……14
3.2 Понятие правового государства……………………………...………..15
3.3 Понятие социального государства…………………………...………..17
Заключение………………………………………………………..………..19
Список литературы………………………………………………...……….21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древ­негреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав че­ловека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой госу­дарственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоре­тиков либерализма. Сам термин «правовое государство» оконча­тельно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограниче­ний) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в ко­нечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не про­изошло. Провозглашенные в правовых государствах индивиду­альная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в при­вилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового госу­дарства в его классическом либеральном варианте, а также на не­удавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социаль­ную справедливость и равенство явились теория и практика соци­ального государства или государства всеобщего благоденствия.

 

3.3 Понятие социального государства.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной поли­тике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бед­ных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Реше­ние этого вопроса потребовало резкого расширения объектов со­циальной политики и превращения ее в одно из ведущих направ­лений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материаль­ной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожи­точный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и ох­раны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классового общества.

4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико- экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..
Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей.
Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

 

 

Список литературы:

1. "Сравнительная политология."  Голосов Г.В.  изд-во  НГУ, 1995

2. "Введение в политологию" К.С.  Гаджиева М,  Просвещение, 1994

3. "Основы политологии", Дорофеев В.И., Родионов В.А., СГУ, 1993г.

4. "Общественные самодеятельные движения  и  перспективы"
А.Н. Суслова, М., Тех. книга, 1990

5. "Партии,  движения и общественные объединения", Библиотека Российской газеты. М., 1996

6. "Общественные  политические  движения  и  партии  России", М., 1996

7. "Политические партии и движения России",  Ю.К.  Абрамов, Т.Ю. Гловина, Л.,1996

8. "Партии и политические блоки" М., Медиа., 1993

9. Сморгунов Л.В. Семенов А.П. "Политилогия". М., 1994

10. Лютых А.А., Тонких В.А. "Политология. Курс лекций" Воронеж 1993

11. "Основы политологической науки" Казанский государственный   университет  1994.

 

 

 



Информация о работе Функции государства в общественной жизни. Понятие правового и социального государства