Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.
Цель данной работы: попытаться осветить формы методы осуществления функций государства, а также основные функции государства.
Для достижения поставленных целей в работе, прежде всего необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику самого понятия « Функции государства» и определить их основные признаки.
Дать представление об основных внутренних и внешних функциях современного государства.

Работа содержит 1 файл

Курсавик.doc

— 152.50 Кб (Скачать)
    1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
    2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
    3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об  обороне” от 24.09. 1992, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

4. Функция  поддержки мирового порядка

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет  более эффективно бороться с международной преступностью.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов. 

5. Функция  сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем

В основе этой функции заложены интересы каждого  государства. В Конституциях ряда стран  подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных  условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, и т.д.)

Как уже  было сказано выше, каждое государство  связано с другими государствами  различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Глава 4. Формы и методы осуществления функций  государства.

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и  делает это в присущих ему формах.

Вопрос  о формах осуществления функций  государства рассматривается в  теории государства и права в  связи с характеристикой функций  государства, однако однозначного решения  тоже не имеет.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства  делят на

  • правовые
  • не правовые (организационные)

 Среди  правовых форм осуществления  функций государства выделяют 

  • - правотворческую;
  • - правоисполнительную;
  • - правоохранительную;
  • - договорная.

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно  установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях.

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила. Правоохранительная форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы осуществления функций  носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций.

К ним  относят:

  • статистику,
  • бухгалтерский учет,
  • деятельность счетных комиссий,
  • организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства11. Обычно об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как:

  • организационно-регламентирующую,
  • организационно-хозяйственную и
  • организационно-идеологическую.

Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в  оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная  форма характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения и т.п.).

Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и т.д.).

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустаноительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Выделяют  методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение  людей

Методы  осуществления функций государства.12

Долгое  время в теории государства и  права признавались только методы убеждения  и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая  определённую эффективность воздействия  этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные  группы методов, с помощью которых  государство реализует свои функции:

  1. Метод нормативного правового регулирования.
  2. Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.
  3. Метод рекомендации, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно –полезную деятельность.
  4. Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и её субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.
  5. Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативно правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действует и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата ( Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования ( Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Генеральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности –уполномоченный по правам человека ( Россия), омбудсмен ( Скандинавские государства), народный защитник ( Испания, Колумбия), адвокат народа ( Румыния) и др.
  6. Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно –регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.

Названные методы осуществления функций государства являются ключевыми, основополагающими для функционирования государства.    

Существуют  и иная классификация методов  осуществления функций государства. Можно выделить:

  • - централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
  • - децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
  • - рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
  • - поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Информация о работе Функции государства