Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие функции права………………………………………4
Глава 2. Плоскости рассмотрения функций права…………………..12
Глава 3. Соотносимость функций права и функций государства…..18
Заключение……………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………25
Приложение 1……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Функции права (2).doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Но право - система лишь в относительном смысле, поэтому системными характеристиками перекрыть всю проблематику функционирования права невозможно. И поэтому в качестве базового такое толкование функции права принять нельзя.

Следующее уточнение касается различения функциональной характеристики права и анализа совокупности его функций, хотя они и не существуют друг без друга: функционирование - сам процесс осуществления права, «кристаллизации» его в нормы, законы, отношения, оценки, структуры и т.д., тогда как функции - это присущие праву, характерные именно для него способы (формы) участия, включенности в социальную практику в различных ее направлениях. Так, например, нормативное регулирование (регуляция) общественных отношений - это функционирование права наряду с другими социальными формами жизнедеятельности людей (поскольку нормативное регулирование - универсальное свойство всех социальных форм жизни), тогда как функцией права будет определенный, отличный от других социальных форм регулирования, способ нормативной регуляции.

Наконец, важно также отличить контекст, содержащийся в понятии функционирования, от контекстов других понятий, близких функционированию по значению. Речь идет о понятии действия, обозначающем сам процесс актуализации (проявления) права в общественных отношениях, разовый, дискретный или длящийся, непрерывный; о понятии реализации, обозначающем процесс перехода задачи, условий и порядка, заложенных в том или ином элементе действующего права, в содержание общественного отношения; о понятии практики, обозначающем сложившиеся и постоянно воспроизводимые способы, стандарты, стереотипы перевода содержания норм, правил, требований, оценок, ценностей и т.д. в действительность общественных отношений. В отличие от них, понятие функционирования обозначает не только процесс перевода содержания различных элементов права в действительность (распредмечивания права), но и обратный процесс «накопления» элементов действительности в праве (опредмечивания права).

Значит, функциональная характеристика позволяет выразить право с точки зрения механизмов образования и содержательного насыщения его элементов, обслуживания общественных отношений и самовоспроизводства.

Государство - это организация политической власти, причем слово «организация» здесь выражает процесс, а не какую-то структуру (социальную группу, партийную организацию). Государство объективировано (материализовано) в деятельности своего аппарата. Поэтому если под функцией понимается деятельность в определенном направлении, тогда следовало бы скорее говорить о функциях государственного аппарата. Но государство и государственный аппарат, как известно, совсем не одно и то же; государственный аппарат - не часть государства. Государство есть свойство, характеристика некоторой обособленной для решения политически-властных задач группы людей; оно есть также механизм действия (воздействия) на общество. Поэтому более правильно было бы говорить все же о действии (воздействии) государства, а не о его деятельности.

Действие права или государства или еще чего-нибудь - это способ их проявления в действительности, в социальной практике. А вот воздействие - понятие более определенное; оно обозначает направленность действия с целью способствовать изменениям или препятствовать им. Поэтому, и в отношении государства, и в отношении права правильно говорить именно о направлениях воздействия. Но тогда различия в функциях будут сводиться лишь к указанию на правовое или государственное воздействие, что, следует признать, мало чем отличается от тавтологической фразы.

Итак, анализ показывает, что понятия функции государства и функции права совершенно одинаковы с точки зрения присутствия структурирующих понятий. Но тогда не является ли понятие функции равным образом применимым и ко всем вообще формам общественной организации жизни людей; можно ли, например, и о функциях морали сказать, что это направления ее действия, или о функциях акционерных обществ как направлениях их деятельности и т.д.? Скорее всего, да. Но существует ли более общее понятие функции, которое поможет адекватно выразить существо динамической характеристики права? Более общее - вряд ли, а вот качественно иные значения слова «функция» существуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Функция права - понятие весьма многообразное. Основное ее назначение заключается в опосредовании связей между правом и объектами его воздействия - общественными отношениями, сознанием людей, иными фактами социальной действительности. Реализация данного назначения возможна исключительно благодаря действию (деятельности) права. В этой связи функция представляет собой не что иное как деятельность права. Деятельность же объекта в заданной системе отношений является одним из элементов философского понимания функции.

Под функциями права обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Одна из основных функций - регулятивная, которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

Исходя из понимания природы права и знания его сущностных признаков, можно выделить как минимум четыре направления его действия, с которыми функции права связаны непосредственно, внутренне, необходимо и объективно: это нормирование, регуляция, принуждение и суд[18]. Каждое из этих направлений, правда, в других аспектах, обстоятельно изучено и описано в отечественной и зарубежной правоведческой литературе, поэтому мы здесь не будем специально раскрывать содержание каждого из этих направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

 

•Абрамов А.И. Журнал Российского права. 2006год.

•Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003.

•Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1.

•Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права.

•Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002

•Рыженков А.Я. Указ. соч. С. 8.

•Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1.

•Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3

•Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева

•Философский словарь / Под ред. Фролова. М.

•В.А. Бачинин . Основы социологии права. СПб. 2001

•Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002

•Р. Дворкин «О правах всерьез» (М., 2004).

•Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008.

•Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001.

•Малахов В.П., Функциональная характеристика права: вопросы методологии: Монография. М., 2009.

•Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004.

•Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // «Юридический мир», 2009, № 2.

•Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2003.

•Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

              ┌───────────────────────────────────┐

              │           ФУНКЦИИ ПРАВА           │

              └─────────────────┬─────────────────┘

                                │

          ┌─────────────────────┴──────────────────┐

┌─────────┴──────────┐              ┌──────────────┴─────────────┐

│   Общесоциальные   │              │   Специально-юридические   │

├────────────────────┘              └────────────────────────────┤

│                                                                │

│  ┌───────────────┐                  ┌───────────────────────┐  │

├──┤ экономическая │                  │регулятивная (развития)├──┤

│  └───────────────┘                  └───────────────────────┘  │

│  ┌───────────────┐                  ┌───────────────────────┐  │

├──┤ политическая  │                  │     охранительная     ├──┘

│  └───────────────┘                  └───────────────────────┘

│  ┌───────────────┐

├──┤воспитательная │

│  └───────────────┘

│  ┌───────────────┐

└──┤коммуникативная│

   └───────────────┘

 

 



[1] Абрамов А.И. Журнал Российского права. 2006год.

 

 

[2] Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 50.

 

 

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. С. 191.

 

[4] См., например: Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград,. С. 45.

 

 

 

 

[5] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 155 - 156.

[6] См.: Рыженков А.Я. Указ. соч. С. 8.

[7] Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. С. 63.

 

[8] Абрамов А.И. «журнал Российского права» 2006 год.

 

[9] Абрамов А.И. Понятие и функции права. Журнал Российского права . 2006.

[10] Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 12.

[11] См.: Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 130.

[12] Философский словарь / Под ред. Фролова. М., С. 526.

[13] См.: Новейший философский словарь / Минск, С. 783.

[14] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.,. С. 856.

[15] В.А. Бачинин . Основы социологии права. СПб. 2001

 

[16] Абрамов А.И. Понятие фун-ий права. 2006.

[17] См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 96.

 

[18] В основу этой рабочей гипотезы принята концепция, разработанная Р. Дворкиным в его работе «О правах всерьез» (М., 2004).

 


Информация о работе Функции права