Функции современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад затронули, все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией.
Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………..стр.2
Понятие и классификация функций государства……………стр.4
Основные внутренние функции………………………………стр.10
Основные внешние функции………………………………….стр.15
Формы осуществления функций государства……………….стр.18
Заключение…………………………………………………….стр.22
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Функции современного государства.docx

— 50.47 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………..стр.2

  1. Понятие и классификация функций государства……………стр.4
  2. Основные внутренние функции………………………………стр.10
  3. Основные внешние функции………………………………….стр.15
  4. Формы осуществления функций государства……………….стр.18
  5. Заключение…………………………………………………….стр.22
  6. Список литературы……………………………………………стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации  более десяти лет назад затронули, все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией.

Особое  внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества.

Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского общества, а  также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до сих пор остается на пике актуальности, что и обусловило выбор данной тематики автором, но помимо общих постулатов в работе серьезное место будет отведено роли государства. Таким образом, основной целью работы является анализ и характеристика функций государства. В рамках поставленной цели можно выделить

следующие задачи:

-         рассмотрение  основных функций государства, различные теоретические подходы анализа и классификации;

-         анализ  функций Российского государства,  их исторического

становления в условиях переходного  периода, основных проблем их

осуществления;

-         характеристика  деятельности органов внутренних  дел, их роль и

значение в реализации государственных  функций

Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам.

Во введении отражается актуальность выбранной тематики, структура работы, ее основные цели и задачи.

В данной работе предпринята попытка  дать определение, выявить сущность и характерные признаки функций  государства, а также предложена одна из возможных их развёрнутых  классификаций. Также были высказаны  соображения относительно соотношения  функций государства и задач, стоящих перед ним, проведено  чёткое обоснованное разграничение  функций непосредственно государства  и функций государственных органов. Не менее важной является проблема определения числа функций государства, освящённая с различных сторон в  данной работе. Дано довольно конкретное определение основных и неосновных функций государства, раскрыты основные направления деятельности современного государства.

Прежде чем начать описывать  особенности Российского государства, необходимо дать теоретическую характеристику понятию функции государства, что  и будет сделано в разделе, Понятие и классификация функций  государства.

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

Научное познание государства любого исторического  типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой  важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации  публичной власти, но и общества в целом.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Профессор Марченко добавляет: “которые (функции) определяются также стоящими перед ним (государством) на том или  ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением”. (Теория государства и права. Курс лекций под редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996. Стр. 80)

В этих определениях выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

Так, в  условиях, войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных  обстоятельств оказываются экономические  функции.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

 

 

Раньше  широко допускалось отождествление функций государства как основных направлений деятельности государства  с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как “чисто юридического феномена”, сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с  этим Г.Кельзен в своей широко известной работе “Общая теория права  и государства”, если рассматривать  его “чисто правовой феномен, как  юридическое лицо”, есть не что иное, как корпорация. Его черты и  особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. “Вопрос, однако, заключается в том, как  государство - корпорация отличается от других корпораций”.

Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между  ним и другими корпорациями заключается  в “нормативном порядке”, который  сам устанавливается государственной  корпорацией. С юридической точки  зрения “проблема государства - корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка”(Kelsen H. General Theory of Law and State. New-York, 1961. P.181).

 

В связи  с тем что государство выполняет  множество функций, содержание которых  весьма разнообразно, необходима их научная  классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений. на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой  сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций  государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства  присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность. дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции  государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций  государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства  по своему содержанию есть непрерывный  процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций  и функций отдельных государственных  органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Рассмотрение понятия основных функций государства требует  ответа и на вопрос об их взаимодействия с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства  представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства  воплощаются в жизнь посредством  осуществления его функций.

Не следует также смешивать  функции государства с принципами его формирования и деятельности.

Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного государства обеспечение народовластия. видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

Информация о работе Функции современного государства