Глобальные проблемы и функции современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, человечество достигло уже такого уровня развития, что способно само себя уничтожить, но существуют механизмы, которые могут и должны обеспечить спокойное существование. Важнейшим из таких механизмов является объединенная, взаимосвязанная деятельность ведущих государств мира, и пока люди, управляющие этими государствами, осознают эти проблемы и руководствуются разумом, а не эмоциями, у человечества есть шанс на выживание.
В силу своей актуальности данная тема достаточно широко обсуждается ведущими политическими деятелями мира и освещается на телевизионном экране.
Целью своей работы я ставлю обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения. Попытаемся определить, какие проблемы носят глобальный характер, на какие группы они делятся, какое влияние они оказывают на деятельность государства, видоизменяя его функции.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3

Глобальных проблем современности и внутренние функции государства. ------------------------------------------------------------------------- 5

Понятие и причины возникновения глобальных проблем. ---- 5
1.2.Глобализация и внутренние функции государства -------------------- 9
2.Функции государства в рамках решения проблем современного человечества. ------------------------------------------------------------------------------ 13
2.1. Проблема экологической безопасности планеты и экологическая
функция государства --------------------------------------------------------- 13
2.2 Роль государства в вопросах обеспечения мирового
правопорядка, предотвращения войны и борьбы с международным терроризмом ------------------------------------------------------------------------------ 15
2.3 Участие государства в проблемах установления демографического равновесия планеты, преодоление продовольственного и энергосырьевого кризисов. ---------------------------------------------------------------------------------- 19
3. Россия и глобальные проблемы планеты ------------------------------------- 24
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 29
Литература ------------------------------------------------------------------------------- 31

Работа содержит 1 файл

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Антитеррористическая деятельность государств – безусловно, важнейшая  в сфере противодействия новым  угрозам и вызовам. В свою очередь, укрепление международно-правовой базы – ключевое условие результативности совместных усилий на этом фронте.  Международное антитеррористическое законодательство позволит существенно повысить эффективность антитеррористической работы, повысить ее скоординированность и тем самым лучше защитить людей от террористов. Однако, до сих пор,  не согласовано на международном уровне единое определение терроризма. Оптимальным было бы принятие всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Но здесь пока разнобой в суждениях. Некоторые государства отстаивают допустимость применения, по сути, террористических методов в рамках борьбы за национальное освобождение, против иностранной оккупации.

Задача формирования новой, надежной международной безопасности сегодня не по плечу ни одной организации или державе, какими бы мощными они ни были. Безопасность неделима,   новые угрозы и вызовы требуют коллективного реагирования. Только тогда противодействие им, и прежде всего на уровне предотвращения и упреждения, будет успешным. Многосторонние механизмы призваны сыграть ключевую роль и в решении задач разоружения и контроля над вооружениями, нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом на основе строгого выполнения соглашений в данной области. Но в политике ничто не может быть гарантированным на вечные времена. Необходимо действовать, проводить инициативную политику для сохранения стратегического баланса сил, недопущения выхода гонки вооружений на новый технологический уровень, поддержания стратегической стабильности, которая продолжает оставаться залогом прочного мира на нашей планете. 

2.3 Участие государства в проблемах  установления  демографического  равновесия планеты, преодоление  продовольственного 

и энергосырьевого   кризисов

 

В контексте глобальных проблем, ставящих перед государством сложные задачи, следует отметить  демографическую, продовольственную и  энергосырьевую проблемы. Особенность их в том, что при обострении таких проблем возникают физические ограничения на развитие, чреватые разного рода катастрофами.8

Согласно демографическим  прогнозам, демографический рост человечества в течение ХХI века будет продолжаться, и население Земли вырастет в  полтора раза.  Считаю проблему демографии наиболее важной и трудной, так как от нее активизируются остальные и сложно определить методы, на которых надо основываться, чтобы контролировать количество и качество народонаселения.

В некоторых странах Азии и Африки наблюдается массовая смертность от голода, средняя продолжительность жизни в этих районах не превышает 30-40 лет. Такой процесс регулировки численности населения не только не отвечает понятию гуманности, но как показывает ряд исследований, влияет на качество населения. Дети, рожденные от голодающих родителей и вырастающие на голодном пайке, становятся необратимо неполноценными людьми как физически, так и умственно. И человечество, не должно допускать, чтобы это имело место, ибо качество народонаселения является важным фактором, в значительной мере определяющий его судьбу. Это целый комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и многие другие.

Государство, с учетом своих экономических возможностей, обязано взять на себя организационный контроль над рождаемостью. Установление контроля над рождаемостью  широко и успешно применяют в ряде  стран. Возможны  различные  варианты:

- путем установления законов ограничивающих размер семьи, но  это тесно связано с нарушением принципа  прав и свобод  личности;

- путем пропаганды и поощряющих мероприятий ограничивать размер семьи. Это мероприятие более приемлемо, так как больше отвечает общепринятым этическим принципам.

Продуманная пропаганда может как-то помочь делу, но к решительному повороту могут привести лишь самые серьезные  социальные преобразования. Об этом говорит  сам перечень стран, которые ведя контроль за рождаемостью, не ограничились этим и пошли на большие затраты, подняли жизненный уровень, улучшили социальную обстановку и достигли заметного снижения роста населения, - КНР, Индонезия, Южная Корея, Тайланд.

- в России  в отличие от  других стран, идет борьба за  повышение  рождаемости, приняты ряд  социальных программ  направленных на стимуляцию рождаемости, увеличение численности семьи, это и материальные выплаты за второго или последующего ребенка, получение материнского капитала, выделение земельных участков многодетным семьям.9

Следствием демографической является продовольственная проблема. В современном  мире стремительно растет экономика тех стран, которые принято называть развивающимися,  для них большое значение в ближайшие десятилетия будет иметь продовольственная проблема. В настоящее время рост мирового производства продовольствия ослабил остроту продовольственной проблемы. Тем не менее, вероятность обострения ее в будущем далеко не снята, особенно в группе крупнейших азиатских стран с большой численностью населения, и  там, где ведение сельского хозяйства осложняется распространением пустынь.

Под гнетом этой проблемы крупные страны-производители должны способствовать развитию международного сельскохозяйственного партнерства, обновлению Комитета продовольственной безопасности Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, разработке структурного, комплексного подхода к обеспечению населения планеты безопасным, качественным и доступным продовольствием.

Причина надвигающегося энергосырьевого кризиса очевидна и хорошо осознана. Основные источники энергии, которые используются сейчас, являются горючими веществами это уголь, нефть, газ. Происходит истощение наиболее богатых источников минерального сырья и людям приходится использовать более бедные месторождения, что связано с большими трудозатратами и большими энерговложениями. При современном темпе использования их запасы на земном шаре будут исчерпаны в недалеком будущем. Поэтому, расширение альтернативных ископаемому топливу источников получения энергии  и  разработка технологий более бережного использования сырья являются насущной необходимостью.

В рамках  международного сотрудничества это уже начало осуществляться при создании Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. Основной функцией является управление ресурсами и безопасностью использования атомной энергии в глобальном масштабе.

Демографическую, продовольственную и  энергосырьевую проблемы государству необходимо решать не только в международном масштабе, но и внутри страны через экономическую,  социальную и культурную функции. Финансовая поддержка научных разработок и инноваций в необходимых масштабах,  публичное и широкое обсуждение проблем в средствах массовой информации способствуют   достижению  должных результатов. Так как  эффективное решение проблем станет возможным только в том случае, если их значимость для судеб человечества будет широко осознана людьми. А чтобы это было осознано людьми, нужна должная система воспитания и образования, способная взрастить умных и ответственных членов общества.

Глава 3. Россия и глобальные проблемы  планеты

Вызовы глобализации - жесткие вызовы для любого участника мирового порядка. Тем более они жесткие для России, которая вступает в XXI век далеко не фаворитом.

Новые реалии современного мира побуждают  во многом по новому подходить к  проблемам и задачам дальнейшего  определения перспектив внутреннего развития России, ее места и роли в мировом сообществе. Эти реалии задают новые стандарты и предъявляют новые требования к стратегическим целям преобразований, способам и методам решения внутренних проблем. Если страна ориентируется на новейшие мировые тенденции, она должна следовать таким стандартам и требованиям. Россия по многим параметрам включена в процессы глобализации. Изолироваться от них невозможно. Но Россия самобытна и ищет свои методы решения проблем, учитывая свою геополитическую, экономическую, экологическую специфику, особенности многонациональной культуры и менталитета. 

Внешнеполитическая и внутриполитическая стратегия развития российского  государства должна учитывать глобальные проблемы, которые подготовили новую  почву под усиление роли государства, его места в жизни планетарного сообщества людей. В настоящее время именно государство превращается в  важнейший орган, несущий основную ответственность за  сохранение и развитие цивилизации.

Предстоит перенаправить ресурсно-потребительский подход в отношении окружающей природной среды на рационально-научный путь. Для этого потребуются значительные материальные вложения, но это необходимо и наше государство  в лице его политических лидеров стоит на правильном пути к этому.

Как заявил президент В.В. Путин, выступая на внеочередном съезде Русского географического общества: "Россия обладает огромным природным потенциалом, и это безусловное богатство налагает на нас особую ответственность за сохранение экологического баланса планеты". По его словам, руководство страны уже сделало первые шаги по переходу к так называемой "зеленой" экономике и устойчивому развитию. В частности, поставлены жесткие ориентиры в сфере энергосбережения, в рамках основных направлений деятельности правительства и в Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года будет запущен целый ряд  природоохранных и экологических инициатив, целью которых является борьба с загрязнениями, восстановлением земель, охраны водных и лесных ресурсов.

К открытию в Копенгагене   климатической конференции ООН у России появилась климатическая доктрина. В рамках данного документа, подписанного президентом, Россия обещает снижать выбросы в атмосферу, но требует, чтобы также поступали и остальные страны, при этом доктрина не позволит вводить ограничения, которые навредят экономике.

Очевидно значительное участие России в решении продовольственной проблемы не только внутри страны, но и в мировом масштабе. У нас уже многие годы принято считать сельское хозяйство отраслью, живущей за счет других секторов экономики без соответствующей отдачи. Это суждение ошибочно,  наша страна помимо значительных природных преимуществ и имеет немалые резервы для  создания современного, наукоемкого аграрного сектора с сильной экспортной составляющей, способного расшевелить всю отечественную экономику и укрепить позиции страны в части продовольственной безопасности на мировой арене.

Неплохим началом в этом направлении является приоритетный национальный проект «Развитие АПК» предусматривающий следующие направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе, который начат в 2006 году. Самое главное, чтобы государство обеспечило должный надзор за расходованием средств, выделенных на его реализацию и за полученным конечным результатом.

Вклад  России как государства, обладающего достаточно мощным контртеррористическим аппаратом и военным потенциалом,   в решение проблем выживаемости человечества в части обеспечения мирового правопорядка,  предотвращения войны и борьбы с международным терроризмом должен заключаться в поддержании и обеспечение равновесия и предсказуемости в мире.

В рамках сохранения мира и противодействия  терроризму при активном участии России, была принята глобальная контртеррористическая стратегия, которая содержит развернутый план первоочередных действий для снижения глобальной террористической угрозы. Для более активного подключения к противодействию терроризму не только государств, но и гражданского общества Россия первой в мире ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма.

Считаю, что видение миром сильной, уверенной в себе России способствует стабилизации общей геополитической ситуации.

Усиление взаимозависимости государств, слияние внешних и внутренних функций, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях. Важнейшие национальные интересы -  обеспечение порядка внутри страны, контроль над использованием ресурсов, ответственность государства за благополучие своего народа, практичность законодательства, налоговой политики, стабильность внутреннего развития и поддержание самообороны страны направлены, прежде всего, на самосохранение национальных интересов. И реализация этих интересов должна быть движущей силой государственной политики.

Россия начала реализовывать стратегическую цель развития страны на современном  этапе, сформулированную еще в Посланиях  В. Путина и продолжена Д. Медведевым: сделать Россию демократическим, сильным, экономически развитым, конкурентоспособным государством. Только такое государство в условиях глобализации способно обеспечить национальные интересы России в процессе интеграции в мировую экономику, отстоять национальную независимость, создать достойные условия для жизни людей, а также гармонизировать отношения человека с природой.

В  своем очередном выступлении,  президент  определил будущее нашей державы:  «В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций. Достаточно сильной, для того, чтобы оказывать существенное влияние на выработку решений, имеющих глобальные последствия. Чтобы не допускать чьих-либо односторонних действий, которые могли бы нанести ущерб национальным интересам и негативно сказаться на наших внутренних делах. Снизить уровень доходов россиян, повредить их безопасности. Для этого мы уже сегодня вместе с другими странами добиваемся реформирования наднациональных политических и экономических институтов. Целью такой модернизации является развитие международных отношений, учёт интересов как можно большего количества народов и стран. Установление таких правил сотрудничества и разрешения споров, в основе которых были бы современные представления о равенстве и справедливости».

Информация о работе Глобальные проблемы и функции современного государства