«Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Цель моей работы - рассмотреть политико-правовую доктрину Никколо Макиавелли, представленную в его труде «Государь», который поистине является шедевром начала и конца Средних веков.
Задачами данной работы является, во–первых, освещение основных политико-правовых аспектов, затронутых в «Государе» и, во-вторых, определение его роли в истории политико-правовых учений.

Содержание

Введение
1) Никколо Макиавелли и его время.
2) «Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 87.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА» 
 

Факультет юриспруденции и политологии 

Кафедра теории, истории государства и  права и политологии

Реферат по Истории политических и правовых учений на тему: 

«Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений» 
 
 
 
 
 

                                    Выполнила:

                                                              Студентка четвертого курса

                                    Группы 412

  по специальности юриспруденция

                                             Мишукова Ю.А.

                                   Проверила:

                                         Абоймова М.В.

                                                          
 

Рязань, 2011

План:

Введение

1) Никколо  Макиавелли и его время.

2) «Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений.

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: Государь (1513), Рассуждения о первой декаде Гита Ливия (1519), История Флоренции (первое издание 1532) и др.

    Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был.

   Наибольший след в развитии мировой политической мысли Макиавелли оставил, конечно, в своем произведении «Государь». «Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл «Государя» и дальнейший анализ взглядов Н. Макиавелли будет строиться на анализе этого произведения.

    Актуальность выбранной темы, по  моему мнению, заключается в том,  что «Государь» является стержнем, основой политико-правовых взглядов Макиавелли. И поэтому, изучив это произведение, можно понять мировоззрение его автора, оказавшего глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

    Цель моей работы - рассмотреть политико-правовую доктрину Никколо Макиавелли, представленную в его труде «Государь», который поистине является шедевром начала и конца Средних веков.

    Задачами данной работы является, во–первых, освещение основных политико-правовых аспектов, затронутых в «Государе» и, во-вторых,  определение его роли в истории политико-правовых учений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Никколо Макиавелли и его время

    Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский политический деятель, историк и писатель. Он родился рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году. Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств - Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией. В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет.

    Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью. Свои политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и  «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем роде трактатами о практической политике. Скромные возможности семьи будущего писателя не позволили Николо Макиавелли поступить в институт. Но его способности к самообразованию были поистине поразительными. Еще молодым человеком Макиавелли приобщился к основам юридической и коммерческой наук, что очень пригодилось ему в будущей политической жизни.1

     В 1498 году Макиавелли успешно выдержал конкурс и был назначен декретом Большого Совета на пост канцлера Второй канцелярии, что было далеко не второстепенной должностью. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. За 14 лет и 5 месяцев службы Макиавелли написал более четырех тысяч служебных писем и донесений, большое количество проектов законов, правительственных распоряжений, военных приказов, совершил множество внутренних и 23 зарубежных поездки. Ему давали сложные дипломатические поручения при дворах французского короля, германского императора, итальянских князей, римского папы. Пребывая в разных странах, Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, вскрывал их существенные черты, объективно сравнивал их возможности. На основе изучения богатого фактического материала он поставил и попытался решить важные теоретические проблемы в области политики, государства, управления, военного дела. Политическая деятельность Макиавелли была прервана драматическими событиями осени 1502 года — гибелью республики. Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован.2 Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Макиавелли был лишен поста и права занимать какую-либо государственную должность и выслан. Но эти события не сломили Макиавелли: он находит в себе силы заняться литературой и научными исследованиями. Он хотел быть полезным своей стране книгами. Он удалился в свое поместье около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

2) «Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений

   Одно из своих важнейших произведений – «Государь» – Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора.

     В своей работе «Государь» Никколо Макиавелли рассматривает правление главы государства с единовластной формой правления. В начале книги он классифицирует виды государства и разделяет их на два типа: республики и государства, управляемые единовластно. Способы приобретения государства он делит на наследственное либо новое (приобретенное «...либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью»). Макиавелли считает, что наследному государю легче удержать власть, потому что его подданные успели привыкнуть правящему дому; даже если он утратит власть, ему легче будет отвоевать ее обратно.3 Государю, правящему в смешанном государстве (если наследный царь присоединяет к своему государству новое владение) сложно удержать власть. Причиной этому он называет естественное явление, когда люди считают, что новый правитель будет лучше старого, но после смены власти все же убеждаются, что старый правитель был лучше нового, что вызывает перевороты в стране. Что касается присоединенных земель со схожим языком культурой: для правителя такого государства Макиавелли дает совет: во избежание переворотов во вновь присоединенной части государства следует полностью уничтожить род прежнего государя, а также сохранить все прежние налоги и законы — тогда завоеванные земли легко присоединятся к старым. Присоединение государства с чужой культурой Макиавелли считает сложным делом и дает такие советы для государя: либо переселиться самому во вновь завоеванные земли, либо основать там несколько колоний. Макиавелли также рассматривает государства с точки зрения того, существует ли какая-либо знать в государстве или нет. Здесь он сравнивает Францию, в которой существует знать, на привилегии которой король безнаказанно посягнуть не может, и Турцию, про которую он говорит так: «Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие в государстве - его слуги; страна поделена на округи — санджаки, куда султан назначает наместников, которых меняет и переставляет, как ему вздумается». Таким образом, Турцию сложно завоевать и легко удержать, потому что завоеватель встретит единогласный отпор населения и вынужден рассчитывать скорее на свои силы, чем на какие-либо внутренние раздоры. Во Франции же все наоборот — существует возможность вступить в сговор с кем-либо из знати, кто может помочь открыть завоевателю доступ в страну. Это имеет и обратную сторону, потому что потом появляется опасность со стороны союзников и покоренных силой.       

   Далее Макиавелли говорит, что основой власти в государстве являются хорошие законы и хорошее войско. Он выделяет три вида войск: собственные, союзнические либо наемные. Макиавелли категорически против защиты страны союзническими или наемными войсками; он считает, что такие войска не способны защитить государство от решительных атак, а в мирное время способствуют разорению государства. Он приводит множество примеров, которые доказывают, что использование наемных войск идет во вред государству: «Рим и Спарта много веков простояли вооруженные и свободные. Швейцарцы лучше всех вооружены и более всех свободны. В древности наемников призывал Карфаген, каковой чуть не был ими захвачен после окончания первой войны с Римом, хотя карфагеняне поставили во главе войска своих же граждан. После смерти Эпаминонда фиванцы пригласили Филиппа Македонского возглавить их войско, и тот, вернувшись победителем, отнял у Фив свободу. Миланцы по смерти герцога Филиппа призвали на службу Франческо Сфорца, и тот, разбив венецианцев при Караваджо, соединился с неприятелем против миланцев, своих хозяев. Сфорца, его отец, состоя на службе у Джованны, королевы Неаполитанской, внезапно оставил ее безоружной, так что спасая королевство, она бросилась искать заступничества у короля Арагонского».

      Союзнические войска он также называет бесполезными и говорит про них: «пусть союзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опасней наемного. Союзническое войско - это верная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; в нем меньше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил во главе его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опасным соперником. Короче говоря, в наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске — доблесть»4. Макиавелли доказывает, что собственное войско — лучший вариант, а государство, опирающееся на наемные и союзнические войска непрочно. Макиавелли считает, что военное дело — главная обязанность государя, которую он не может ни на кого переложить; в мирное время нужно проводить учения в войсках, заниматься тактикой и стратегией.

    Главным для государя Макиавелли считает умение действовать по обстоятельствам, трезво оценивать жизненные реалии. Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом. Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Информация о работе «Государь» Макиавелли и его роль в истории политико-правовых учений