Государственное регулирование развития материального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции.

Содержание

Введение
5
1 Сфера материального производства, как объект государственного регулирования
7
2 Финансово-кредитные, инвестиционные и налоговые рычаги регулирования в сфере материального производства
10
3 Направления государственного регулирования развития материального производства
13
3.1 Поддержка предпринимательства
13
3.2 Регулирование естественных монополий
18
3.3 Антимонопольная политика
20
3.4 Финансовое оздоровление предприятий
23
4 Регулирование развития материального производства в Амурской области
27
Заключение
30
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Долгушева.docx

— 64.88 Кб (Скачать)

Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в состязательность, конкуренцию за рынок сбыта и заказы потребителей, стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Государство поддерживает эту тенденцию.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей и поставщиков договориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации и применении других приемов недобросовестной конкуренции и монополизации. Этой тенденции государство противодействует, проводя антимонопольную политику в целях ограничения монополистической деятельности.

Монополистической считается  деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления, должностных  лиц, направленная на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции причиняющая  ущерб потребителю.

Для регулировании защиты от недобросовестной конкуренции существует антимонопольное законодательство Российской Федерации, оно  основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции", иных федеральных законов.8

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Слияние предприятий —  это фактор устранения конкуренции и одновременно повышения концентрации производства и его эффективности. Но все же наращивание мощи фирм в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое их слияние. Поэтому в мировой практике проводится жесткая регламентация слияния фирм.

Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные  органы ходатайств и уведомлений  при намерении осуществлять определенные виды деятельности.

Ходатайства и уведомления  представляются в Федеральную антимонопольную службу или в территориальное управление министерства при осуществлении следующих действий:

  • Создание, слияние и присоединение коммерческих организаций.
  • Ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  • Приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей).
  • Получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.
  • Участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.

В одних случаях требуется  предварительное согласие антимонопольных органов, в других — их последующее уведомление.

Федеральная антимонопольная  служба вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов. Она может также принимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний министерства, обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Лица, уполномоченные Федеральной антимонопольной службой, имеют право беспрепятственного доступа в министерства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами. Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные данные, письменные и устные объяснения и иную информацию.

Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы осуществляют государственную антимонопольную политику, защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. Они наделены полномочиями по принятию мер к предприятиям-нарушителям. Территориальное управление подведомственно в своей деятельности и подотчетно Федеральной антимонопольной службе.

3.4 Финансовое оздоровление предприятий

Предприятия осуществляют расширенное  воспроизводство за счет собственных  доходов и инвестиционных фондов. Государство воздействует на воспроизводственные  процессы преимущественно косвенными методами – через налоговую систему, процентные ставки по кредитам и др. Вместе с тем оно оказывает  в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.

Выбор приоритетов подчиняется  общеэкономической стратегии, спросу и конкурентно способности продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте.

Для выявлении предприятий – претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки производится анализ их финансово-экономического положения.

Министерство экономического развития и торговли РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств  и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств  осуществляется при условиях:

  • более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;
  • наличие у заемщика собственных средств в размере не менее 20 % полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долл.) – не менее 10 % указанного объема;
  • разделение риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Для каждого инвестиционного  проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том  числе график перечисления денежных средств, обеспечения их возвратности. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольного законодательства, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов.

В определенных условиях для  финансового оздоровления и повышения  платежеспособности государство предпринимает  реорганизационные процедуры на основании законодательства о банкротстве.

Банкротство рассматривается как средство возрождения предприятия через механизм смены владельца собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его имущества, перевода активов в другие компании. Сама возможность банкротства призвана повышать ответственность руководителей за свои действия.

Интересы государства  и бизнеса при банкротстве  соблюдаются лишь при надлежащем госконтроле за проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобладания интересов олигархических групп, недобросовестных банкротств с финансовыми потерями для государства. Процедура банкротства может использоваться новыми хозяевами предприятия в корыстных целях. На банкрота навешивают все долги и убытки (обнуление долгов), в новую фирму переводят самые перспективные подразделения, остальноe имущество с выгодой распродают.

В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный  бюджет и государственные внебюджетные фонды применяется ускоренная процедура  банкротства арбитражным управляющим  на основании соответствующего решения  кредиторов и под контролем Федеральной службы по финансовому мониторингу.9

Федеральная служба по финансовому мониторингу является государственным органом по делам о банкротстве. Она осуществляет следующие основные функции непосредственно и через органы и представителей на соответствующих территориях:

• Разрабатывает и участвует  в реализации мероприятий, по структуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, имеющих определяющее для экономики значение.

• Принимает решение о  ликвидации неплатежеспособных федеральных  государственных унитарных предприятий, об освобождении от занимаемой должности руководителей этих предприятий, признанных неплатежеспособными, заключает и расторгает соответствующие договоры на управление ими.

• Представляет интересы России в арбитражном суде как собственника предприятия-должника, по обязательным платежам в федеральный бюджет и  внебюджетные фонды, осуществляет права  кредитора по денежным обязательствам предприятий-должников перед государством при решении вопросов об их банкротстве.

• Участвует в деле о  банкротстве.

• Реализует процедуру  отбора арбитражного управляющего.

• Организует подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий; утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, действующим в качестве арбитражных управляющих; лицензирует их деятельность.

• Представляет кандидатуру  арбитражного управляющего, о том  числе из числа сотрудников федеральной  службы.

• Организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, создаваемых для решения вопросов о реструктуризации и финансовом оздоровлении предприятий-должников.

• Принимает решение о признании предприятий-должников неплатежеспособными, дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением.

Распоряжением Федеральной  службы утверждены порядок, формы и  показатели финансовых планов проведения процедуры внешнего управления, конкурсного  производства, отчета о результатах  процедуры наблюдения, информирования о ходе внешнего управления, текущей  отчетности арбитражных управляющих.

 

 

4 РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Уполномоченным  исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции  в сфере государственного регулирования  цен и тарифов  на продукцию, подлежащую государственному регулированию является управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

Приказом Федеральной  службы по тарифам России от 28.10.2010 № 244-э/2 максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями по потребителям в среднем по Амурской области на 2011 год установлена в размере 113,7%.

Реестр субъектов естественных монополий в Амурской области, в  отношении которых осуществляется государственное регулирование  и контроль: ОАО энергетики и электрификации «Амурэнерго», ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ОАО «ДРСК»).

По предварительным данным фактический среднеотпускной тариф на тепловую энергию в целом по Амурской области на 2011 год по отношению к действующему в сопоставимых условиях (при неизменных объемах полезного отпуска тепловой энергии) увеличился на 11,5 %.

Таблица 3 - Динамика  роста  тарифов  на тепловую энергию в среднем по Амурской области.                                                       в процентах

 

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

Темп  роста по отношению к предыдущему периоду регулирования

 

105.7

 

114,4

 

117,0

 

111,5

Индекс  роста потребительских цен

 

114,1

 

110,7

 

106,3

 

107,9


 

Экономический эффект, полученный в результате регулирования тарифов  составил 2520,47 млн. руб. 10

Субъектам малого и среднего предпринимательства Амурская область будет оказывать действенную и весомую государственную поддержку, увеличив численность занятых на таких предприятиях, объем налоговых поступлений в бюджет от этого сектора экономики возрастет на 12 процентов.

Еще одна комплексная задача - осуществить государственную поддержку  развития сельского хозяйства и  перерабатывающей промышленности, за счет чего увеличить посевные площади, продолжить наращивание производства зерновых культур и сои, обновление парка сельскохозяйственной техники, поддержать развитие животноводства, ЛПХ и КФХ. В результате планируется  сохранить достигнутые темпы  развития сельского хозяйства на уровне 40 процентов роста за три  года, что позволит уже к 2015 году удвоить объем валовой продукции  сельского хозяйства.

На территории субъектов  Российской Федерации антимонопольные  ведомства стали создаваться, начиная  с 17 октября 1991 года. Тогда вышел  приказ Государственного комитета РСФСР  о создании территориальных органов. Амурский антимонопольный орган  официально был зарегистрирован 4 ноября 1991 года, началось формирование штатов Амурского УФАС России. На территории Дальнего Востока это было первое территориальное управление антимонопольного ведомства.

   В работе Амурского  управления сегодня,  одним из  важных вопросов является вопрос связанный с защитой конкуренции.  Обеспечение высокого уровня развития конкурентной среды на соответствующих рынках товаров и услуг важная экономическая и социальная задача. Сегодня конкуренция рассматривается как одно из важнейших условий прогрессивного развития в самых разных сферах и отраслях деятельности, а действия по ограничению, устранению конкуренции являются противозаконными. Однако, эти положения еще очень часто не выполняются, иногда по незнанию, иногда – по нежеланию выполнять закон, в любом случае рассмотрение подобных ситуаций находится в компетенции антимонопольного управления, которое при установлении фактов нарушения конкурентного законодательства, принимает меры к их пресечению.

Информация о работе Государственное регулирование развития материального производства