Государственное регулирование развития материального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции.

Содержание

Введение
5
1 Сфера материального производства, как объект государственного регулирования
7
2 Финансово-кредитные, инвестиционные и налоговые рычаги регулирования в сфере материального производства
10
3 Направления государственного регулирования развития материального производства
13
3.1 Поддержка предпринимательства
13
3.2 Регулирование естественных монополий
18
3.3 Антимонопольная политика
20
3.4 Финансовое оздоровление предприятий
23
4 Регулирование развития материального производства в Амурской области
27
Заключение
30
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Долгушева.docx

— 64.88 Кб (Скачать)

Дифференциация налоговых  ставок (прежде всего  на  прибыль, НДС, за  пользование  природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для  производителей  особо дефицитной продукции на период подъема производства необходимо снижать до предельно  возможного  низкого уровня.

3 НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда — индивидуальной трудовой деятельности.2

3.1 Поддержка предпринимательства

Государственное регулирование  предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

В период становления предпринимательства  государство выполняет следующие функции:

- формирование государством  субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики (обеспечение экономической свободы предпринимательства, создание четких равные «правила игры», формирование экономического механизма стимулирования предпринимательства, налоговая политика и т.д.);

- формирование конкурентной  среды, способствующей развитию  подлинной экономической состязательности (рациональная приватизация, отработанный  механизм антимонопольной политики, рациональный протекционизм экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции и т.д.);

- создание условий для  устойчивого увеличения предложения  товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной  основе (налоговая, финансово-кредитная,  страховая, амортизационная политика  и т.д.);

- стимулирование и непосредственное  формирование спроса на инновационную продукцию (государственный заказ, налоговая и кредитная политика и т.д.);

- формирование организационной  и рыночной инфраструктуры предпринимательства  (создание системы национального,  регионального, местного рынков  и т.д.);

- обеспечение социальной  ориентации предпринимательства.

Принципы государственного регулирования предпринимательства:

- обеспечение рационального  протекционизма современного цивилизованного предпринимательства;

- органическое сочетание  экономических и социальных целей  и программно-целевое регулирование;

- обеспечение разделения  и кооперации полномочий между  государственной, федеральной, региональной  и местной службами;

- государственная поддержка  многообразных форм предпринимательской  деятельности при условии ее  мотивационной направленности, гарантированности  гибкого дифференцированного подхода.

Инструменты регулирования:

- система налоговых льгот;

- кредитование: общества  взаимного кредитования, привлечение  иностранных инвестиций, стимулирование  среднесрочного кредитования коммерческими  банками;

- страхование предпринимательской  деятельности;

- инфраструктурное обеспечение;

- научное обеспечение  и др.3

Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск с имущественной  ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой, собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка.

В зависимости от использования  форм собственности предпринимательство  подразделяется на индивидуальное, частное, коллективное, государственное.

Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели  организуют производство и сбыт, создают  рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами  в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования  предпринимательства, чтобы создать  миллионам граждан благоприятные  условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения  между деловым миром и обществом. Государственное регулирование  предпринимательства включает как  поощрительные, так и контрольно-ограничительные  меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии.

В малом бизнесе функционирует  около 1 млн предприятий и занято свыше 6 млн человек. Они производят 12 % ВВП. Почти половина малых предприятий занята в торговле; 35 % от общего их количества расположены в Москве и Санкт-Петербурге. По критериям, применяемым в России, в США 18,5 млн таких предприятий, в том числе 14 млн индивидуальных фирм, где работает лишь сам владелец. Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой государственной поддержки, являются инновационная деятельность, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов социального назначения.4

Меры поддержки малых  предприятий можно объединить в  следующие группы:

  • Нормативные: упрощение порядка регистрации, лицензирования, налогообложения, учета; доступ к государственным (муниципальным) заказам и другие акты прямого действия.
  • Организационно-административные: создание фонда нежилых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение.
  • Финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.

Наиболее действенным  методом является льготное налогообложение и кредитование. Законодательство устанавливает налоговые льготы для малых предприятий, фондов поддержки предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний и других учреждений и организаций, создаваемых для обслуживания субъектов малого предпринимательства. Максимальные льготы установлены для малых предприятий, работающих в приоритетных сферах (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство и др.).

В разрабатываемых на местах программах предусматриваются устранение административных и организационных барьеров развития малого бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, обеспечение информационными, образовательными, консалтинговыми услугами. Создаются гарантийные агентства и организации для сбора начального капитала. Форма финансирования выбирается с учетом значимости проектов для региона (города, района). Малому предприятию могут быть предоставлены: кредиты, субсидии, дотации; гарантии кредиторам; совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование; полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке; оборудование и технология в финансовую аренду (лизинг); финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и иного имущества заемщиков.

Таблица 2 - Количество предприятий и организаций5

в тысячах

 

11990

11995

22000

22003

22004

22005

 

2006

22007

22008

22009

Российская Федерация

288

2249

3346

4149

4417

4767

4506

4674

4771

4907

ДВ федеральный округ

16,804

114,02

143,1

167,1

176,9

189,6

172

173

181,1

181,5

Амурская область

20,575

12,272

14,033

15,124

15,895

16,858

12,170

12,650

13,814

14,322


 

Процедура помощи малому предпринимательства производится согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки»6

3.2 Регулирование естественных монополий

Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии  при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных монополиях методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Нормативной базой регулирования  служат законы: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях", "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011) Статья 23.59 - Органы регулирования естественных монополий, Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации". Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Наиболее радикальной  формой регулирования естественных монополий является передача предприятий  в государственную собственность, создание для управления естественными  монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей.

Основным объектом регулирования  в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интересах и производителей и потребителей.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые  на внутреннем рынке подлежат регулированию  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральная антимонопольная  служба и Федеральная служба по тарифам  устанавливают цены на продукцию субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

• налогов и других платежей;

• стоимости основных производственных фондов;

• потребности в инвестициях  для воспроизводства;

• амортизационных отчислений;

• прогнозируемой прибыли;

• удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);

• соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;

• государственных дотаций  и других мер господдержки субъектов естественных монополий;

• социальной значимости услуг;

• инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукции. Он не должен превышать индекс цен на промышленную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — штраф в двойном размере.

В комплекс мер регулирования  входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением  инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением  некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых  услуг, а также удовлетворения спроса на них, учет затрат раздельно по монопольной и конкурентной деятельности.

Орган регулирования имеет  полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.7

3.3 Антимонопольная политика

Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.

Информация о работе Государственное регулирование развития материального производства