Государство его форма и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:44, реферат

Описание работы

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства.

Работа содержит 1 файл

политология реферат.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Государство его форма и структура.

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

 Важность четкого определения  формы государства становится  понятной после того, как разрешается  вопрос о сущности государства.  После определения того, чем же  является государство, необходимо  четкое, ясное представление о  его разновидностях, классификации;  о форме государства.

 Форма государства - это реальное  выражение его сущности, а также  его функций. Форма государства  - это фактически и есть государство,  так как именно в форме проявляется  существование государства, которое  в принципе существует лишь  в умах людей. То есть государство,  будучи созданным человеческим  умом, проявляется только в том,  какую форму оно принимает,  как оно "выглядит"; вместе  с тем надо отметить, что государство  обретает форму, строго отвечающую  его сущности.

 Рассмотреть форму государства  - это значит изучить его составные  части, структуру, методы осуществления  государственной власти. В процессе  развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

 Серьезное влияние на форму  государства оказывает культурный  уровень народа, его исторические  традиции, характер религиозных  мировоззрений, национальные особенности,  природные условия проживания  и другие факторы. Специфику  формы государства определяет  также характер взаимоотношений  государства и его органов  с негосударственными организациями  (партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими  организациями).

  1. происхождения, сущность и функции государство.

 

Происхождение государство.

Государственность приходит на смену  родоплеменному строю, когда первобытное  равенство и историческая первичная  общественная форма собственности  изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного  и как бы стоящего над обществом  особого аппарата для принудительного  воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия  все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем  собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали  видоизменяться и разрушаться. Три  крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, обособление  слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование  орудий труда и накопление опыта  привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться  значительный прибавочный продукт. Появилась объективная возможность  обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного  участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы  организации общественной жизни  в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная  структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли  скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось.

 

Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать  в дальних походах. Это вызвало  численный рост дружины, занятой, прежде всего войной. Увеличилось число приближенных короля, среди них выделились служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций стало все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т. е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства  стимулировалось также развивающимся  процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном  слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного строя  к государственно-организованному  обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием  центров племенной жизни —  укрепленных городов. Состав территориальной  общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в  одной местности, соседством. С этого  момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Таким образом, государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных  структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном  регулировании, отражающие объективные  процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры  и специализации управления, а  те, в свою очередь, способствуют дальнейшему  росту производства. Нормативное  же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени  способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает  различные формы в зависимости  от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности  на землю — государственной или  частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного  уровня экономического развития, который  позволяет содержать государственный  аппарат. Поэтому не случайно, что  первоначально государства возникают  в Африке и Азии, в зонах поливного  земледелия, еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло  ли разложение сельской общины или  она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных  работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности  на землю. Это приводило к фактическому появлению единой государственной  собственности, и возникало восточное  государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли  одной семьей и влекло появление  частной собственности. Возникало  западное (рабовладельческое или  феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался  из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть оказалась  в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая  структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего  класса, также эксплуатировавшая  вместе с этим классом остальную часть общества.

Сущность  государства

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе:

1.     Теория элит - предполагает, что государственная власть должна  принадлежать определённому кругу  лиц, элите, которая и должна  управлять остальными "безмозглыми"  массами. 

2.     Технократическая теория - предполагает, что процесс управления  очень сложен, и доступен лишь  профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять  массами. Эти две теории носят  явно антидемократический характер.

3.     Демократическая доктрина - первоисточником и носителем  власти является только народ. 

4.     Марксистская теория - власть принадлежит господствующему  классу, который осуществляет её  в своих интересах. Из этой  теории вытекает классовая сущность  государства, и это верно, поскольку  классовая сущность - основное начало  любого государства, которая явно  доминирует в недемократических  государствах, хотя даже и в  таком случае, господствующий класс  действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить  стабильность и порядок в государстве. 

В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает  гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой  и социальной сущности. Классовая  сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний  класс, то и государство действует  в интересах среднего класса, то есть в интересах практически  всех.

Функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

 Приведенное определение помогает  выделить следующие наиболее  существенные признаки функций  государства:

1. Функция государства не любое,  а именно основное, главное направление  его деятельности, без которого  государство на данном историческом  этапе либо на протяжении всего  своего существования обойтись  не может. Это устойчивая, сложившаяся  предметная деятельность государства  в той или иной сфере - в  экономике, политике, охране природы  и др.

2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно  познать сущность государства,  его многосторонние связи с  обществом. 

3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом,  а его деятельность приобретает  практическую направленность.

4. Функции государства - понятие  управленческое. Они конкретизируют  цели государственного управления  на каждом историческом этапе  развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах  и особыми, характерными для  государственной власти методами.

 Функции государства различны, порядок их возникновения и  изменения зависит от очередности  задач, которые встают перед  обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции  являются взаимосвязанными, но не  тождественными понятиями. В отдельные  исторические периоды приоритетными  становятся различные задачи  и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства  имеет свой объект воздействия и  свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты  и служат критерием разграничения  функций государства. Содержание функций  показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

 Функции государства необходимо  отличать от функций его отдельного  органа. В отличие от функций  государственных органов функции  государства выполняются всеми  или многими органами. Однако  сказанное не исключает того, что отдельные государственные  органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления  какой-либо функции государства. 

 Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства,  не могут им противоречить.  Поэтому деятельность государственных  органов должна протекать в  русле основных функций государства. 

  По направленности функции  государства подразделяются на  внутренние и внешние. Внутренние  функции нацелены на решение  внутренних задач страны, показывают  степень активности воздействия  государства на данное общество, а внешние - на установление  и поддержание определенных отношений  с другими государствами. Внутренние  и внешние функции тесно связаны  между собой, взаимно дополняют  друг друга. 

Информация о работе Государство его форма и структура