Структура и определение формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Работа содержит 1 файл

правоведение.docx

— 24.99 Кб (Скачать)

 

 Структура и определение формы  государства

Важность четкого определения  формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения  того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление  о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также  его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется  существование государства, которое  в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным  человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с  тем надо отметить, что государство  обретает форму, строго отвечающую его  сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные  части, структуру, методы осуществления  государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Рассмотрим первую часть  структуры формы государства - форму  правления. Под формой правления  понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или  же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и т.д. ). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком  монархии является то, что верховная  власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства - монарха ( фараона, короля, цезаря, шаха, императора и т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, ( Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства ( Англия, Франция, Польша, и др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения ( Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и  ограниченную. Как можно было заметить из сказанного выше, первая характерна в основном для Древних и средневековых  государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.

В абсолютной монархии вся  власть сосредоточена в руках  единоличного главы государства. Как  правило, любые формы коллегиальных  органов имеют совещательный  характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения  общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного  тем или иным количеством полномочий.

Исполнительная власть сосредоточена  либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем  иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства  и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др. ).

Республика - это форма  правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как  форма правления сложилась еще  в Древнем мире, примером тому могут  служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначчла в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик  связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно - правовых отношений наделен большим  количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские  и президентские. Однако некоторые  авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические. В наше время существуют только демократические  республики. Парламентская республика.

При этой форме правления  большинство полномочий принадлежит  представительным органам власти, а  на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

Президентская республика. При  президентской республике большинство  этих прав и полномочий предоставляется  президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права  по формированию высших органов государственной  власти, по осуществлению внешних  сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и  т. д.

В компетенции высшего  представительного органа власти лежат  вопросы законодательства, а также  контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость  органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип  народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение  институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и  противовесов между различными ветвями  власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству. В целом, форма правления  является весьма важным элементом формы  государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит  власть в обществе ( пусть иногда формально ), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.

Следующим элементом формы  государства является форма государственного устройства.Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

Итак, первый из трех видов  формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство - это  цельное государство, части ( территориальные подразделения ) которого ( департаменты, провинции, округа, и т. д. ) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также  унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма  государственного устройства сложилась  самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные  образования древности и средних  веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить  Римская империя, императорские  Китай и Япония, средневековые  европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения  и гуманизма, появилось немало прогрессивных  идей, что и привело к появлению  в области государственного строительства  многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных  государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также  существует, но это явление не носит  столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная  форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных  административных методов ), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями ). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение  полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов  федерации. Это способствует ( наряду с делением государственной власти на три "ветви" ) децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Как уже говорилось, федерация  как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических  революций. Пожалуй, наиболее известным  примером федерации могут послужить  Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для  крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип  суверенитета каждой нации может  найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации  ( российская Федерация - хороший тому пример ).

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму  с государственным союзом.

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный  союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и  т.д. .

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для  решения каких - либо общественных целей  ( объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма  сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается  крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом  Гражданской войны в США ( 1861 - 1865 годов ).

Однако существует мнение, что конфедерация может стать  со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью  государственного устройства, в особенности  в условиях, когда распадаются  государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."

Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических  предпосылок ( общего рынка ) и единой правовой среды ( создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге ), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию ( интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).



Информация о работе Структура и определение формы государства