Государство и его роль в формировании правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:43, аттестационная работа

Описание работы

Правовые нормы тесно связаны с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой стороны, право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1 Понятие и виды источников права…………………………………………….4
2 Государство и правовые нормы……………………………………………....10
2.1 Соотношения и взаимодействие государства и права…………………….10
2.2 Воздействие государства на право…………………………………………12
2.3 Роль государства в обеспечении права…………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Государство и его роль в формировании правовых норм.doc

— 129.50 Кб (Скачать)


Министерство образования, науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный технический университет

 

 

Кафедра политологии

 

 

 

Семестровая работа по дисциплине «Правоведение»

на тему: «Государство и его роль в формировании правовых норм»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ХТ-141

Львов А.Н.

Проверил:

Марчуков А.Н.

 

 

 

 

 

 

                                       

 

                                          Волгоград, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1 Понятие и виды источников права…………………………………………….4

2 Государство и правовые нормы……………………………………………....10

2.1 Соотношения и взаимодействие государства и права…………………….10

2.2 Воздействие государства на право…………………………………………12

2.3 Роль государства в обеспечении права…………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовые нормы тесно связаны с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой стороны, право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона. В условиях классовой борьбы первобытные обычаи (мононормы)  оказались не в состоянии более регулировать  поведение  людей.  Нужно  было  средство, которое удерживало бы в узде непримиримые, враждующие силы.  В  общественной жизни должен был появиться новый социально массовый регулятор – право, и  он появился.  Юридические  нормы  выступили  важнейшим   средством   классового господства, они позволили государству  навязать  свою  волю  населению  всей страны.

Правовые нормы складывались двумя основными путями.  Первый  путь – это перерастание мононорм, имеющих характер  первобытных  обычаев,  в  нормы обычного права. По мере разложения первобытного  строя,  развития  классовых отношений,   некоторые   обычаи,   выражавшие   ранее   волю   всего   рода, перерождались, изменялись по своему  содержанию.  Они  стали  выражать  волю господствующего   класса.   Одновременно   государство    снабдило    обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой.  Второй  путь – это правотворчество государства. Право  складывалось  в  результате  издания государством   специальных   документов,    содержащих    правовые    нормы.

Развитие правовых норм в мире и влияние на них государства и будут являться целью изучения данной работы.

1 Понятие и виды источников права

Правовые нормы часто связывались с моральными и религиозными нормами. Со словом «право» мы встречаемся часто. Обычно оно употребляется  для обозначения возможностей,  которые  имеет  (или  не  имеет)  тот  или  иной человек. Право является необходимым и неизбежным результатом  экономического строя данного  классового  общества.  Без  права,  как  и  без  государства, господствующий класс не может сохранить и упрочить  свое  господство.  Право позволяет  закрепить,  ввести   в   ранг   неприкосновенных   господствующие отношения  собственности,  основные   устои   данного   социального   строя, обеспечить  охрану   общественных   отношений,   соответствующих   интересам господствующего класса. Классовость права проявляется в том, что в  обществе с  антагонистическими  классами  оно  исполняется  как   орудие   классового господства  и  в   том,   что   оно   выступает   в   качестве   инструмента общесоциального регулирования. Право является одним  из  средств  проведения политики государства. Классовый характер права в условиях феодального  строя ничем не завуалирован. В научной и учебной литературе источниками  права  традиционно  считают нормативные правовые  акты,   санкционированные  обычаи   и   судебные  (или административные)  прецеденты.  Вместе с тем  в  последние  годы  источником права  стали  называть  не  только  внешнюю  форму  выражения  права,  но  и социальные предпосылки (общественные  отношения),  субъекта  правотворчества (государство),    его   деятельность,   организационные    формы    принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение) [1].

Различают внутреннюю и внешнюю форму  явления правовых норм.   Когда  термин  «форма» употребляется  для обозначения  внутренней  организации  содержания,  то  он связан с понятием структуры. В праве  категорией формы охватываются два значения: правовая форма и форма самого права.

Правовая форма – вся правовая реальность. В этом  случае  речь  идет  о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и  иные фактические  отношения.  Понятие  правовой (юридической)  формы  применимо, когда раскрывается связь права  (или  любого  правового   явления)  с  иными социальными образованьями, процессами и отношениями.

Форма права – это форма  именно  права  как   отдельного   явления,   и соотносится она  только с содержанием права.  Ее  назначение – упорядочить содержание   права,    придать   ему   свойства     государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права [3].

Как уже отмечалось  в  юридической  литературе,   термин  «источник»  в смысле формы выражения  норм  права  получил  широкое  распространение,   он достаточно удобен  и  образно  показывает,   что  нормативный  правовой  акт содержит правовые нормы и из него как из  источника  берутся   сведения о содержании правовых норм.

Источники права – обстоятельства,   питающие  появление  и   действие права. Термин «источник права» юриспруденции  известен  давно.  Еще  римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником  всего   публичного  и частного права.  Слово «источник» в этой фразе употреблено в  смысле  корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: 

–          источник права в материальном смысле;

–        источник  права  в  идеальном  смысле (ранее  это   называлось – в «идеологическом смысле»);

–           источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником  права  в   материальном   смысле   являются   развивающиеся общественные отношения. К ним  относятся  способ  производства  материальной жизни,   материальные  условия   жизни   общества,    система    экономико-хозяйственных   связей,   формы собственности   как    конечная    причина возникновения и действия права.

Под источником права в идеальном смысле  понимают  правовое   сознание. Когда же говорят об  источниках  в  юридическом  смысле,  то  имеют  в  виду различные  формы   (способы)   выражения,   объективизации   правовых  норм [2] .

Таким образом, под источниками права в юридическом смысле  понимаются  формы выражения, объективизации  нормативной  государственной  воли.  Это  и  есть внешняя форма права в истинном значении термина.  Форма   права  показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую  норму  и в каком виде (реальном образе) эта  норма,  принявшая объективный  характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю  форму  права можно  определить  как  способ  существования,  выражения  и  преобразования правовых норм. Отдельные ученые, например, Н. Г. Александров,  Л. Р. Сюкияйнен, относят  к источникам  права   в   формальном  смысле  деятельность  государства.

Известны следующие основные виды форм права. Правовой   обычай   исторически   был    первым    источником    права, регулировавшим  отношения  в  период  становления  государства.  Вообще  под обычаем понимается  правило поведения,  сложившееся на основе постоянного  и единообразного повторения  данных  фактических  отношений. Правовым  обычай  становится  после  того,  как  получает   официальное одобрение государства [2]. Дошедшие до нас крупные   законодательные   памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) – это сборники правовых обычаев.

Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегрированных национальных правовых систем. Именно капитализм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных правовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть решающую роль в формировании самого облика правовой системы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования – систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.

Национальные правовые системы, в отличие от расщепленных правовых систем предшествующей эпохи, приобретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему права, и правовое сознание. Новые правовые системы порождали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях, и судебной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в правовых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества. Развитие права в современном обществе. Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном праве современного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы [4].

Обновление, которое произошло в праве стран Запада в XX в., особенно во второй его половине, затронуло как его форму, так и содержание. Оно придало ему новые перспективы и возможности активно воздействовать на общественную жизнь. Это обновление связано прежде всего с глубинными процессами развития самого современного капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу. В современную эпоху право в значительно больших масштабах используется для решения новых общественных задач, обусловленных ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, поисками разрешения старых традиционных и вновь возникающих социальных противоречий. Право стран Запада на современном этапе его развития отражает также меняющееся соотношение демократических и реакционных сил на международной арене, региональную политику и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики.

Демонстрируя более высокую (по сравнению с политическими системами и государством) степень стабильности и преемственности, право в странах Запада в XX в. отличается большой приспособляемостью, гибкостью, способностью регулировать общественные отношения при разных государственных режимах и при крутых поворотах в политике правящих кругов отдельных государств [2].

Резкое увеличение нормативного правового материала, новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям и в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли кодексы нового поколения, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма.

Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Но во многих странах произошла своеобразная «декодификация», проявившаяся в том, что значительная часть положений кодекса начинает подменяться, или же вытесняться текущим законодательством.

Существенные изменения произошли в самой внутренней структуре источников права. В XX в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Этому изменению в соотношении закона и актов исполнительной власти способствовали в ряде стран и конституции, которые ограничили законодательные правомочия парламента определенными предметными рамками (например, статья 34 Конституции Франции 1958 г.). Сами законы нередко принимаются парламентами в довольно обобщенном виде и требуют последующей нормативной конкретизации.

Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств, как и другие виды административных актов, во всех без исключения государствах Запада стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям [3].

В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Все большее воздействие судебная практика начинает оказывать на развитие отдельных правовых институтов и в тех странах континентальной системы, где исторически судебный прецедент не признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедента. Наибольшую правотворческую роль играет судебное решение, выносимое в связи с толкованием законов.

Особое место среди источников права заняли решения конституционных судов, созданных под влиянием США после второй мировой войны во многих странах Европы и Азии (Италия, Япония, ФРГ, Индия и др.). Несмотря на ряд антидемократических решений, вынесенных под давлением консервативных сил в 40-50-х гг., в целом институт судебного конституционного контроля и созданные в процессе его осуществления конституционные доктрины способствовали развитию права и укреплению демократических принципов политической жизни.

Информация о работе Государство и его роль в формировании правовых норм