Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Термин "государство" мы встречаем очень часто в средствах массовой информации и быту. Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.

Работа содержит 1 файл

реферат 8.docx

— 30.68 Кб (Скачать)

3.   Верховенство закона

Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная  общественная организация, ни один человек  не освобождается от обязанности  подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним  из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими  субъектами. Без правового равенства  между государством и личностью  не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка  государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и  поставить себя над людьми расценивается  как правонарушение.

  При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

Важно и то, что с помощью  закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демократических инструментов и прав.

Правовое государство - это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве.

4. Реальность прав  и свобод граждан

В правовом государстве права  и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы  государством.  

Реальное обеспечение  прав и свобод достигается путем  создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной  ответственности за их нарушение. Важнейшей  предпосылкой формирования правового  государства и характерной его  чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

  5. Взаимная ответственность государства и личности

В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы граждан как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в правовом государстве ответственность не может носить односторонний характер.

Для правового государства  характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности.

Цель правовой государственности - служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

В правовом государстве как  граждане несут ответственность  перед государством, так и государство  в лице своих органов и должностных  лиц несет ответственность перед  гражданами.

Правовое государство  предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.

6. Политический и идеологический плюрализм  

Правовое государство  немыслимо без существования  многочисленных политических   организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового  государства, их достаточно много и  они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в  экономическую сферу и др.). В  совокупности они дают общее представление  о сущности, содержании, целях и  назначении правового государства.

Социальное государство —- это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства  восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности  многие правители, например римские  цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя  обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и  общинах. Индустриализация, урбанизация  и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили  традиционные формы социального  обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало  резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х  гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий  обеспечивать прожиточный минимум  каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального  дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости  и охрана прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка  семьи и материнства, забота о  безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. 

 

  Принципы правовой государственности РК закреплены нормами действующей Конституции, в частности ст.1, 3, 4, 5, 6 и др. Гражданское общество в РК находится в стадии становления, принципы гражданского общества это, в первую очередь, принципы свободы и равенства. Они нашли свое закрепление в Конституции РК и действующем законодательстве, особенно в гражданском. Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется Конституцией, ст.3, согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставляемыми Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом пожизненного пребывания в должности.  
 
  Рассмотрим в чем состоит соотношение экономики, политики и права. Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой. Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. 
 
 Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений, в том числе производственных, политических и правовых выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию, прежде всего, в праве и лишь затем повторяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой. Например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения. Но бывает наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями. 
 
Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса. Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, так как политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика здесь тоже выступает посредником между экономикой и правом. 
 
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики. Важное значение государственно-правовое регулирование экономики имеет для переходного периода, в каком оказались посттоталитарные государства в девяностых годах прошлого века. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку проф. В.В. Лазарев предлагает следующие направления использования правовой формы: 

  •  
    определение целей экономического развития;
  •  
    закрепление равноправия всех форм собственности;
  •  
    определение круга субъектов рыночных отношений;
  •  
    продуманная налоговая политика;
  •  
    формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
  •  
    установление юридических санкций за экономические правонарушения;
  •  
    другие.

 
Конституционно-правовое закрепление  социально-экономических основ казахстанского общества происходит посредством следующих  статей Конституции РК: ст.6, 24, 26, 28, 39, др.  
 
^ Глобальные проблемы человечества можно поделить на виды. К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человечества. К ним относятся: защита прав и свобод человека; освоение космоса; построение всеобщей информационной системы и др. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого, энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др. Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. 
 
Итак, к глобальным функциям государства можно отнести следующие функции: 

  •  
    защита прав и свобод человека;
  •  
    предотвращение экологических катастроф и ликвидация их последствий; 
  •  
    решение демографических, сырьевых и энергетических проблем;
  •  
    борьба с международной преступностью, обеспечение мирового порядка; 
  •  
    сотрудничество в области освоения космоса;
  •  
    объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства 
  •  
    другие.

 
В современном мире в силу процессов  дезинтеграции, распада государственных  образований, а также стойкой  тенденции к политической, экономической  интеграции произошло появление  новой формы объединения государств – содружества, сообщества. По существу это межгосударственные союзы. Их различия проявляются только на конкретном уровне, а с точки зрения общей теории государства – это явления  тождественные, во всяком случае однозначные. Межгосударственное объединение –  это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств – участников. Государства – участники сохраняют суверенитет. Правовой основой образования межгосударственного объединения являются конституции стран – участниц. Правовой основой построения системы органов и деятельности межгосударственного объединения являются договоры об их образовании и их уставы. Примеры: Содружество наций (до 1946 г. – Британское содружество наций); Европейский Союз (до 1993 г. – Европейское экономическое сообщество); СНГ; ЕвразЭС – Евразийский экономический союз.


Информация о работе Государство и гражданское общество