Государство и гражданское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:37, реферат

Описание работы

Цель работы: разобрать суть возникшей проблемы и прийти к выводу.
Задачи:
1) Изучить литературу по данному вопросу.
2) Выяснить какое общество является гражданским.
3) Выявить закономерности с отношения гражданского общества и государства.
4) Увидеть перспективы дальнейшего существования государства.

Содержание

Введение
Гражданское общество: понятие, признаки
Исторический экскурс
Сущность и основные принципы гражданского общества
Структура гражданского общества
Сущность правового государства, его признаки
Пути достижения правового государства
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель» (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок – самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать  в совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство – мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

В условиях нынешней российской действительности, когда зрелые рыночные отношения ещё только складываются, ослабленные роли государства было бы ошибкой. Ещё в первом президентском послании Федеральному Собранию 1994г. говорилось, что «в деле реформирования общества не должно быть стихии… Задача заключается в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ и реальной социальной платой за неё, отыскать оптимальные способы участия государства в экономический процессах… При этом без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы». А в выступлении Президента РФ В.В. Путина 8 июля 2000г. отмечалось: «Корни многих наших неудач – в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности – то она не замечает, то чрезмерно опекает общество».

Формирование  гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нём «своё место», оказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано чётко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав гражданина, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.).

Главная идея гражданского – его относительная независимость  от государства, но именно относительная, а не абсолютная. Государство гражданскому обществу необходимо, прежде всего, для создания организационно-правовых основ жизни.

Суммируя всё  изложенное, можно кратко определить  гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их  объединений.

«Внегосударственные»  и «внеполитические» в данном случае следует понимать не в смысле их некой абсолютной «стерильности», «рафинированности», исключающей всякие посторонние « примеси», а как  относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.

В то же время  гражданское общество и правовое государство – не отсечённые и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жёстко детерминированы. Ведь государство – форма организации общества, и поэтому они неразрывны.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  правового государства, его признаки

Сущность правового  государства заключается в первенстве права над властью, в 

ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти,

граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

К основным признакам  правового государства относят  следующие:

1) государство  самоограничивает себя законом,  прежде всего Конституцией, через

которую не может  переступить никто, в том числе  и само государство;

2) равенство  всех перед законом; 

3) ответственность  государства перед каждым гражданином,  и наоборот.

4) человеку полностью  гарантируются права и свободы,  защита от любого произвола  власти;

5) государство  располагает стабильной Конституцией  и системой законодательства.

Стабильность  законодательства - важное условие  осуществления права, уважения к  закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и

непрогнозируемым  изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур,

так и граждан;

6) обязательное  верховенство Конституции и законов  над всеми другими

правовыми актами;

7) наличие отлаженного  механизма, способного обеспечить  выполнение

и защиту прав, в  том числе наличие эффективной  системы правоохранительных органов

(суд, прокуратура, арбитраж и др.), подчиняющихся только закону;

8) наличие гражданского  общества, устойчивое правовое сознание  граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со  стороны общества.

Выполнение в  полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить

ни одно государство  мира. Поэтому о правовом государстве  можно говорить лишь как о

некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.

Пути  достижения правового  государства

Каковы же пути его достижения? Для этого необходимо следующее:

1) совершенствование  существующего законодательства - быстро меняющаяся

действительность  делает необходимым постоянное совершенствование  действующего

законодательства  путем создания широкого круга новых  законодательных актов,

обеспечивающих  правовые основы рыночного хозяйства. Причем эти новые

законодательные акты должны быть признаны в обществе, т.к. в противном случае, их

отторжение гражданами, в конечном счете, сведет на нет попытки  создания правового

государства;

2) строгое выполнение  существующего законодательства, создание

эффективного  механизма его  соблюдения - необходимо добиваться неотвратимости

наступления ответственности  любого общественного субъекта за нарушение  им

законодательства. Государство должно постоянно повышать эффективность работы

правоохранительных  органов, а для этого - укреплять  их авторитет, обеспечить их

подчинение только закону. Существенную роль в создании правового государства играет

независимость судей, на что, в частности, направлена правовая норма об их

несменяемости;

3)формирование  устойчивого правового  сознания граждан  и должностных

лиц, всего общества - граждане цивилизованной страны должны знать свои права и

обязанности, действующее  правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. У них

должно войти  в привычку соблюдение действующего законодательства. Должно

выработаться  понимание необходимости закона как гаранта и основы собственного

благополучия  власти и самих граждан.

Разумеется, путь формирования правового государства  исторически очень длителен. 
 

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Исторически государство  и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его  в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идёт о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности.

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что  «на определённой, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство». (Ф.Энгельс).

Таким образом, право вырастает из обычаев и  экономической необходимости. Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. На формирование права, помимо экономических причин, оказывают своё влияние также культурные, национальные, религиозные, этнические, геополитические и др. факторы.

Назначение государства  и права состоит в том, что  они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведение общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли».

С момента своего зарождении государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно. Тем не менее государство и право – относительно самостоятельные явления и их отождествление недоступно, дистанция между ними всегда сохраняется. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Само  общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определённая организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединённых семейными узлами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного  развития.

Рассмотрение  гражданского общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, духовной), в-третьих, называть субъектов социального общения (личность, семья, нация, государство и др.).

Государство и гражданское общество предстают  как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание – гражданским обществом.

Также существует еще один вопрос, который  давно занимает ученых, - Каковы же

перспективы дальнейшего существования  государства, возможно ли что в будущем

государство постепенно “отомрет” за ненадобностью?

Попробуем также на него ответить.

Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается, а

наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество

Информация о работе Государство и гражданское право