Государство и этнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование государства и этноса – их соотношения в рамках курса «теория государства и права».
Задачи работы:
- анализ понятий « государство и этнос»;

Содержание

Введение ...................................................................................................... 3
1. «Государство» и «этнос» - понятие и сущность. Происхождение и эволюция государства и этноса ………………………………………………….4
2. Этническое государство. Проблемы российской многонациональности ……………………………………………………………8
3. Управление этнонациональными процессами……………………….10
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ТГП. Гос- ство и этнос.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Содержание.

     Введение ......................................................................................................  3

     1. «Государство» и «этнос» - понятие  и сущность. Происхождение и эволюция  государства и этноса ………………………………………………….4

     2. Этническое государство. Проблемы российской многонациональности ……………………………………………………………8

     3. Управление этнонациональными процессами……………………….10

     Заключение………………………………………………………………..23

     Список  литературы……………………………………………………….25

 

     Введение

     Природа позаботилась создать множество человеческих рас и племен. Она расселила их в различные регионы земного шара, в самые разные условия существования. И именно различия в климатических, экологических, энергетических факторах, различия растительного и животного мира на территориях обитания человека, породили разницу в развитии рас и племен, обусловили формирование мировосприятия, обычаев, характеров этнических сообществ, определили морально-нравственные критерии этносов.

     Этническая  однородность, общность территории и  экономического пространства, общность языка, изначально определяют возможность и необходимость организации государства, как системы обеспечения жизнедеятельности определённой нации (народа, этноса). При организации государства этнос (народ, нация) выступает как сила, дающая полномочия на управление жизнью сообщества, сила решающая задачи, поставленные государством, в осуществлении защиты своей общности от любых опасностей. В конечном счете, этнос (народ, нация) это и есть тот самый суверен, который определяет судьбу страны и организованного на территории страны государства

     Цель  данной работы – исследование государства  и этноса – их соотношения в  рамках курса «теория государства  и права».

     Задачи  работы:

     - анализ  понятий « государство  и этнос»;

 

      1. «Государство» и «этнос» - понятие и сущность. Происхождение и эволюция государства и этноса

     Каждый  этнос (народ, нация) имеет только ему  присущие, характерные черты, свою неповторимую ментальность, свое собственное мировосприятие, морально-нравственные и религиозные  критерии, историю и культуру, степень социального развития. На той или иной территории обетования (страны) могут существовать различные этнические сообщества, которые либо примыкают к наиболее развитому и многочисленному народу (этносу), либо находятся в какой-то форме зависимости от него.

     При образовании государства наиболее развитый и многочисленный народ (этнос, нация) приобретает право государство-образующего  народа  (этноса, нации), становится титульной нацией (этносом, народом), дающей название государству (государственному образованию), определяет государственный язык (язык титульной нации), и язык межэтнического общения (также язык титульной нации). При этом стабильность государства обеспечивается балансом интересов всех социальных групп государства. В многонациональном (многоэтническом) государстве огромную роль играет сбалансированность интересов государство-образующего этноса (титульной нации), и находящихся в орбите влияния титульной нации, иных национальных общностей, населяющих территорию страны.

     Применительно к России прошлого (XIX века) можно отметить, что внутри России каждый этнос, при  государство-образующем  русском этносе, развивался достаточно самостоятельно, находясь в орбите влияния русского этноса. Этносы России имели свою религию, хозяйственную и политическую национальную элиту, свою национальную индивидуальность, нравы и обычаи, которые не распространялись на титульную нацию (на русских). В сущности развитие этносов внутри страны шло путем эволюционных преобразований от первобытно-общинного (народы Крайнего Севера), феодального (народы Средней Азии и Северного Кавказа), к наиболее развитому, русскому, образуя относительно стабильное национально-государственное обустройство.

     В современном мире в многонациональном  государстве сохраняется понятие  территории преимущественного проживания того или иного этноса (народа). При перемещении представителей этносов на территорию общего государства, важнейшим элементом межнационального общения является уважительное отношение представителей одного этноса к национальным традициям, обычаям и порядкам, дабы избежать столкновений на этнической почве между людьми разных этносов. В условиях перемещения в многонациональном государстве образуется многонациональное население, не представляющее единого однородного целого и не могущее представлять собой такое понятие как народ, ибо не может быть многонациональной нации, многонационального этноса.

     От  рода и племен до наций–этносов  и наций–государств – такова тенденция  развития общности людей по этническому  признаку, их самоутверждения, идентификации и интеграции. Когда–то в этом закономерном процессе преобладающим выступало родовое, племенное, а потом этническое начало, впоследствии – социальное и политическое. Генезис таков: от этнографического понимания этноса–нации к их интеграции, к политическому пониманию и оформлению как нации–государства. Терминология тут достаточно запутана наслоением различных подходов, научных традиций, прежде всего в интерпретации сущности нации–этноса. “Этнос“, “племя–род“, “народность“, “народ“, “нация“ – вот одни из образцов таких интерпретаций. Но реальность самой этнической общности, нации с ее самобытностью, самостоятельным вариантом исторического развития, судьбой и характером никто не может отрицать.

     Нация–этнос – это исторически сформировавшийся коллектив людей со своей специфической средой обитания, территориального, культурно–языкового, хозяйственно–бытового устройства, психологического, нравственного характера, которые обусловливают соответствующий тип самосознания, идентичности, солидарности и мобилизованности. Этнос, народ, нация – это родовой, социальный, культурный зов корней. Понятие “этнос“ в России возникает в Х1Х веке. А понятия “род“, “народ“, “родное“, “родня“ всегда были определяющими для всех народов, людей. С начала Х1Х  века в русский язык внедряется и термин “нация“. До сих пор применяется широко термин “народ“ и даже “племя“. Недавно повсеместно говорили о нациях и народностях, сортируя этносы на более развитые и менее развитые. Спор о сущности нации возрастает после очередных революционных потрясений. И каждый рассматривает этот феномен с позиции своей идеологии. Этническое и национальное в этом случае временно даже не расходятся. Но этнос–нация постоянно исторически стремится к своему политическому утверждению.

     Великая Французская революция активно использовала понятие “нация“, чтобы обозначить единство и целостность страны, государства. Нация“ и “государство“ максимально были сближены в угоду политической целесообразности господствующей французской нации–этносу. Все остальные были обречены стать тоже французской нацией. В противном случае их тоже могла ждать Варфоломеевская ночь. В Германии так же, хотя немцы говорили о своих этнических корнях. Этнический смысл нации подчеркивал Э.Ренан. К.Маркс и Ф.Энгельс обозначили классовую сущность этносов, наций. При этом дело довели до того, что даже стали потом утверждать о существовании двух наций в каждой нации: “пролетарской и буржуазной“. А до этого иудаизм был тождественен с понятием евреи, а исламской нацией называли всех мусульман.  Идет процесс политической организации этносов. Над этой нацией столетиями господствовали разные религии, классовые и иные идеологии, но нации как этносы существуют. Даже при организации нации как государства.

     В.Г.Белинский, который опирался на немецкую классическую философию, писал: “Сущность всякой национальности состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невредимо проходит через все формы исторического развития“ [2; с.290]. С.Н.Булгаков называет это “философией реализма“, для которой “нация – есть не только совокупность феноменологических своих обнаружений, исчисляемых и изучаемых наукой, но прежде всего некое собстанциональное начало, творчески производящее свои обнаружения, однако всецело не вмещающееся ни в одном из них и потому не сливающееся с ними“ [3; с.419].  В философии реализма нация утверждается как объективная реальность, данная нам в чувствах, переживаниях. Базируется она именно на субстанциональном анализе бытия. Наиболее яркие фигуры конца Х1Х – начала ХХ веков, писавшие о национальном вопросе, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков и И.А.Ильин исходили примерно из подобных предпосылок. В.С.Соловьев наиболее “космополитичен“ в этом ряду: “ Раз мы признаем единство человеческого рода… раз мы признаем это субстанциональное единство, мы существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации“ [2; с.102].

     Вообще  этот подход отражен был еще у  Ф.Достоевского в манере, свойственной для русской философской мысли. Для Ф.Достоевского “всенациональность“ русских понимается в смысле всечеловечности, хотя он говорит и о миссии русских утверждать свое как всечеловеческое.

     Для нации–этноса наиболее важной детерминантой  является “объективированное прошлое“ как сконцентрированный культурно–социальный опыт, который и определяет подлинное бытие этноса в мире. Нация–этнос – это специфическая жизнедеятельность данной социально–культурной общности, длительный исторический период.  Это общность судьбы, культуры, языка, психологии и нравов.

     На  этой основе создается образ бытия  каждого народа – система его  представлений и деятельности в  материальном мире и духовной жизни, национальные образы бытия, которые  отражают специфику культур разных народов. Эта система настолько устойчива, что даже в условиях глобальной унификации каждый народ все же сохраняет самобытность своей культуры, язык, этнический тип, память о своей истории и культуре и т.д. “История – это не только история государства, выдающихся личностей и идей, но также история народов–этносов, которые образуют государство“[6; с.318]. Но часть ученых считает, что с образованием государств народы–этносы должны уйти с исторической арены. И даже объявляют их мифами [1; с.309]. На деле же так не происходит: часть народов, этносов утверждает свое превосходство и старается в своем нации–государстве поглотить всех остальных, ассимилировать; другая часть старается  все же сохранить себя, свою самобытность и идентичность наряду с общегосударственной политической идентичностью.

 

      2. Этническое государство. Проблемы российской многонациональности

     Но  в современном мире наличие этнической составляющей не может автоматически  означать возможность существования  этнического государства, не является достаточным условием для национально-культурной автономии в пределах единого государственного устройства страны. Лидеры революции 1917 года в России, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», объявили о возможности  любому этносу организовать свои государства, вплоть до отделения Союзного Государства из состава исторически, веками сложившейся России. Именно эта, заложенная большевиками мина и сработала в 1991 году, расколов страну на этнические части, вызвала к жизни всплеск националистических тенденций во всех этнических группах.

     Не  понимая от природы и от Бога данной сущности этносов, утратив управление социально-экономическими проблемами страны, не находя решения проблем  в национальном вопросе, руководители Советского Союза придумали наряду с многочисленными нелепостями великолепную по своей безграмотности идею создания, вместо наций и этносов, новой общности «Советский народ». Эта идея нашла свое отражение в деятельности компрадорской власти современной России, которая в угоду неизвестно каким силам, лишила государство, созданное русским этносом, как самого  понятия русский народ (нация), так и права русского этноса являться титульной нацией, давшей стране название, государственный язык  и язык межэтнического общения. Одним махом всех жителей страны превратили в новую этническую общность - «многонациональный народ» - «россияне». 
Нынешняя власть страны колоссально обострила все национальные вопросы, которые привели к этническим чисткам русских в республиках Средней Азии, и Северного Кавказа, и, как логическое завершение, к террористической войне на территории практически всей России. При этом война имеет не абстрактное «россиянское» лицо, а вполне конкретные этнические  и религиозное корни.

     Неравенство титульной нации России с иными  соседями по месту проживания наглядно отражено в основном законе страны, в Конституции. В ст. 65 перечислены все территории преимущественного проживания этносов, давшие свое национальное название территориям своего обитания (Республика Коми, республика Бурятия, Республика Калмыкия и т.д.). Но нет только упоминания о русском этносе! Поэтому нет в сущности легитимности ни государственного языка, ни названия страны РФ, поскольку законодательно не определен народ, определяющий язык государства и его название.

 

      3. Управление этнонациональными процессами

     Нация, этнос – это на деле есть сгусток  живой памяти и живого опыта людей  одной судьбы, одного языка, общей  любви к своим предкам, их традициям, языку. И здесь крайне важно не политически, а историко–культурно рассмотреть процесс генезиса этносов–наций. В Древнем мире рычагом образования наций из племен выступала религия. Именно с этой целью возникает иудаизм и ислам. В этих целях нередко использовалось и христианство.

     Многобожье, когда у каждого племени было свое божество, свой идол, мешало объединению арабов. Молитва Пророка Мухаммеда, с которой он шел на Мекку была: “нет других богов, кроме Аллаха“. Благодаря этому и возникает мощная арабская нация – Арабский халифат. А в средние века политическая организация – государство – становится рычагом объединения, единства. Это тоже новая религия – национализм, с тезисами о суверенитете и суверенном государстве. “ У иудеев этническая и религиозная идеи совпадают во многом. Ислам старался идти по этому пути, но этничность оказывалась чаще сильнее религии.

Информация о работе Государство и этнос