Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:38, доклад

Описание работы

Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда , Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 62.07 Кб (Скачать)

 

. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Ярким представителем и одним  из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма  Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.

Право, есть действие справедливости в божественном порядке  человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение  человека не к самому себе, а к  другим людям и состоит в воздаянии  каждому ему принадлежащего.1 Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм ( божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Ф. Аквинский различал право  и закон. Последний представлял  собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается  с точки зрения соответствия его  праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому  сознанию. Но человек различает добро  и зло, должное и недолжное  поведение.

На этой основе он разрабатывает  рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение  вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению  рода. Вечный закон – это сам  божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего  возможности людям самим прийти к единому представлению о  правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все  другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который  есть отражение Вечного закона в  человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного  закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы  люди вследствие грехопадения не извращали  закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям  и божественному закону, то им можно  не повиноваться. Но любое выступление  против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические  теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак  Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный , нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

Теологическая теория - это  ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали  вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость.2 Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.

Божественная теория сыграла  свою роль в обществе, однако на настоящем  этапе общественного развития вряд ли она приемлема.

 

§2. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

 

Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права – один из таких ответов.

Согласно данной теории, право  начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый  представитель рода. Каждый отдельный  индивид рода ещё не представлял  собой субъекта. Ведь род обеспечивал  ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.

Именно из договоров о  примирении, заключаемых первоначально  с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как  считают приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор  примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё  больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений  и.т.д. Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.

Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и  являются отнюдь не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные  интересы, возникает необходимость  их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.

Известно, что на первых порах  право существовало в основном в  устной форме. Письменные источники  появляются гораздо позднее, да и, появившись, они занимают очень скромное место  в общем массиве правовых норм. Примирительные договоры, конечно же, носили устный и символический характер. Вот ещё аргумент в пользу данной теории. Однако авторы примирительной теории многое недоучитывают. Прежде всего, ими не принимается во внимание коренное отличие человека от животного: способность  людей рефлексировать, т.е. оценивать  себя со стороны и предвидеть определённые события. Сама возможность предвосхищать  события даёт возможность их предотвращать  или ускорять, устанавливая определённые правила поведения. Итак, возможно не только для примирения, но и для  регулирования общественной жизни  создавалось право.

Хотелось бы отметить, что  разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их не допускать. Человеческий разум в определённой мере позволял это делать, и право  явилось формой правления этой его  грани. Например, в Спарте с детства  молодое поколение воспитывалось  в жестких условиях с тем, чтобы  в случае военной угрозы дать достойный  отпор врагу. Когда, в каком возрасте и ребёнка какого пола необходимо отдавать на такое воспитание – всё это регулировалось с помощью самых простых правил поведения, за нарушение которых применялись санкции со стороны государства.

Одним словом, примирительная теория имеет право на существование, но её претензии на универсальность  явно не обоснованы.

 

§3. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО  ПРАВА

 

Данная теория возникла давно, ещё до нашей эры. Отдельные положения  теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты  исходили из того, что в основе образования  права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «Правда» есть результат  соглашения людей, их договорённости придерживаться в своих взаимоотношениях определённых правил, чтобы обеспечивать безопасность всех и каждого. Таким образом, право  – изобретение людей, искусственное  образование. Против этого возражали  такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они  исходили из того, что не всё право  искусственное изобретение человеческого  разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Расцветом теорий естественного  права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины в одном – естественное право не создаётся людьми, а возникает стихийно, само по себе. Люди каким-то образом лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек.3

Основные положения теории естественного права нашли закрепление  в Декларации независимости США  в 1776г., затем в Конституции США 1787г, в Декларации прав человека и  гражданина во Франции (1789г) и др. Уступив  на какое-то время своё место исторической школе права, теория естественного  права вступила в XXв., в период возрождённого естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

Теория возрождённого  естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права. Оно не признаёт вечного, неизменного  для всех народов и времён права  и полагает, что естественное право  исторически меняет своё содержание. Для возрождённого естественного  права характерно возникновение  на его базе частных теорий и доктрин. Хотелось бы назвать, прежде всего, неотомическую теорию. Она традиционно рассматривается как одно из течений естественно-правовой теории и одновременно причисляется к теологическим учениям, так как её исходное начало – божественная воля. Суть неотомической теории состоит в том, что всё должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

Ещё, к примеру, сторонники договорной теории права считали, что  люди первоначально находились в  естественном состоянии, где они  все были равны и свободны, имели  собственность и находились в  состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал  Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается  в гарантиях. Люди отказались от права  самостоятельно обеспечивать свои естественные права. Они договорились создать  государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями. Естественные права транслируются законами и  обеспечиваются наказанием нарушителей  закона в той степени, в какой  это может воспрепятствовать  нарушению естественных прав.

Герменевтическое направление  естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, т.е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создаётся конкретно-историческое право.4

Информация о работе Государство и право