Государство как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть государство как элемент политической системы общества.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

– рассмотреть плюрализм взглядов на определение государства,

– указать признаки государства,
– изучить понятие политической системы,

– указать место и роль государства в политической системе общества.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и признаки государства 6

1.1 Плюрализм взглядов на определение государства 6

1.2 Признаки государства 9
2 Государство как особое звено политической системы 15
2.1 Понятие политической системы 15

2.2 Место и роль государства в политической системе общества 20

Заключение 25

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Гос-во в политической системе общества Главный.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение                                                                                                                   3

1 Понятие  и признаки государства                                                                          6

1.1 Плюрализм взглядов на определение государства                                         6        

1.2 Признаки  государства                                                                                        9

2 Государство  как особое звено политической  системы                                      15                                

2.1 Понятие  политической системы                                                                        15

2.2  Место  и роль государства в политической  системе общества                      20

Заключение                                                                                                                25

Список  использованных источников                                                                       27

 

Введение 

    Актуальность  темы. Прошедшее десятилетие было для России годом эксперимента. Страна как бы проверяла, сумеет ли она жить в условиях свободы и сформировать демократическую систему власти. Пришлось пройти через серьезные испытания, по крайней мере один раз (в 1996 году) чуть не вернувшись к прошлому, перетасовав десятки политических партий, не справившись с нарастающей коррумпированностью государственного аппарата и др. Но поиски и реформы все же происходили в рамках принятой в 1993 году Конституции; по существу, ни разу не вставала угроза государственного переворота. Конституционный строй при всей своей нестабильности все же обеспечил переход к новой общественной формации.

      Поскольку Конституция представляет собой  юридическую основу политической системы и правопорядка страны, последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а, следовательно, для нормального существования всего общества. Напротив, слабость конституционализма, несоблюдение, неисполнение хотя бы части норм, а тем более принципов Конституции, какими бы благими целями это ни обосновывалось, неизбежно порождает тенденции к отказу от демократических методов правления, к хаосу и разрушению страны.

    Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.1)

    Государство было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых – философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов. В рамках теории государства и права интерес к изучению данного общественно-политического явления в последние годы возрастает. Подобный вывод мы можем сделать на основании того, что появились работы А.П. Бутенко, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, В.А. Четвернина и многих других. Большое количество публикаций, посвященных проблемам понимания государства, его сущности и закономерностей развития, объясняется, на наш взгляд, тем, что «нынче в России налицо кризис прежних представлений»2), и если в советской науке представления о государстве опирались на марксистско-ленинскую идеологию, где оно понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, то в настоящее время становится актуальным не столько описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. Несмотря на это, до сих пор дискуссионными остаются такие вопросы, как понятие государства, его происхождение, основные признаки, сущность, назначение и другие. Все сказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

    Объектом изучения настоящей курсовой работы является такое явление общественной жизни, как государство и политическая система общества.

    Предметом изучения являются государство как элемент политической системы общества.

    Цель курсовой работы – рассмотреть государство как элемент политической системы общества.

    Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

    – рассмотреть плюрализм взглядов на определение государства,

    – указать признаки государства,

    – изучить понятие политической системы,

    – указать место и роль государства в политической системе общества.

    Теоретической основой курсовой работы явились исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих данную тематику в теории права.

    Методологической  базой при написании курсовой работы использовались общенаучные и частные методы: анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы и др.

          Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

     1 Понятие и признаки  государства 

    1.1 Плюрализм взглядов на определение государства 

    Государство – исторически развивающееся  явление. С поступательным развитием  общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие  структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

    Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. Цицерон видит в государстве не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

    Немецкий  юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общей силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».3)

    Заслуживает внимание то, как определяли понятие государства русские юристы. Эти определения интересны не только с точки зрения исторической науки, многие из них и сейчас представляют реальную научную ценность. Так, например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин трактовали государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

    Таким образом, мы видим, что большинство  мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Он пишет: «Так как право – существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, должно занимать определенное место в самом праве, – должно существовать правовое понятие о государстве».4) Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

    Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал.

    Марксистко-ленинская  наука, как мы видели выше, определяет государство исходя из его классовой природы. Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм  определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации.

    Как показал анализ научных публикаций, в советской учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой.

    В работах 60-70-х годов понятие государства  стало рассматриваться с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, С.С. Алексеев государство рассматривал как «особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающей специальным аппаратом принуждения и придающей своим велениям обязательную силу для населения всей страны».5) Несколько иначе определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: «Государство – это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых  выступает публичная власть».6)

    Итак, мы видим, что существуют различные  определения понятия государства. Это обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

    В современной учебной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение включает в себя наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: «Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».7)

    Приведенное определение отражает общее понятие  государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Поэтому мы в своей работе будем опираться именно на данное определение понятия государства.8)

    1.2 Признаки государства

 

    Признаки  любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

      Традиционно в юридической литературе чаще всего  выделяют следующие признаки государства – публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Информация о работе Государство как особое звено политической системы