Государство. Право. Собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Собственность как экономическая категория присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории, она способна формировать и разрушать общество. Собственность, согласно Гражданскому законодательству, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Содержание

ГОСУДАРСТВО. ПРАВО…...………………………………….…...4
Глава 1.Признаки, типы и функции государства…………….…………..4
Глава 2. Право, его сущность……………………………………………...7
Глава 3. Соотношение государства и права……...……………………...12
Раздел II. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ………....16
Глава 4. Вещные права…………………………..…………………..……16
Глава 5. Частная собственность……………….………………………...22
§1. Право собственности на недвижимое имущество………….. 22
§2. Право собственности на движимое имущество.......................26
Глава 6. Публичная собственность………………………………….…..27
Глава 7. Право общей собственности……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ТГП 1 курс 1 семестр.docx

— 67.53 Кб (Скачать)

     Государство, таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис государства, переход от одного исторического типа государства к другому. В ходе истории государства приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. государство может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.[32].

Глава 2. Право, его сущность.

     Право, совокупность установленных или  санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия.[33].

     «Право  по своей сущности и, следовательно, по своему понятию, – пишет В.С. Нерсесянц, – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода». [28].

       Любое определение права неполно,  относительно, так как не может  охватить всего многообразия  различных его свойств, черт, характеристик,  связей.

     С помощью права класс или классы, держащие в руках государственную  власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают  своей воле всеобщее выражение, возводя  её в закон, содержание которого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). Право, таким образом, является регулятором общественных отношений. В развитом государстве сфера  действия права охватывает прежде всего  область производства, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда  и его продуктов между членами  общества; право закрепляет также  формы правления, государственного устройства, организацию и порядок  деятельности государственного механизма, правовое положение граждан, меры наказания  за посягательства на государственный  строй и существующие общественные отношения.[33].

     К таким наиболее существенным признакам  права относятся: 1) государственно-волевой  характер; 2) нормативность; 3) властно-регулятивная природа. [14, С. 98-99].

     Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством (Данная идея получила обоснование и развитие в работах II.Г. Александрова, С.С. Алексеева, М И. Байтина, С И Братуся, Л М. Васильева, А.В. Мицкевича, П.Е. Не-дбайло, А.С Пиголкипа, С.П. Полспипой, И.С. Самощенко, Ю.А. Тихомирова, Р.О Халфиной, А.Ф. Чердаицева, А.Ф. Шсбанова и др.), охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.[26,29].

     Что касается формы права, то под ней  понимаются определенные способы выражения  государственной воли общества. Наиболее распространенной основной формой (источником) выражения российского права  служат нормативно-правовые акты, ведущее, место в ряду которых принадлежит  закону – нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения (юридические источники) права.[26].

     В литературе последних десятилетий  по вопросу о понятии и классификации  функций права были высказаны  различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и  др.).[12,29].

     По характеру воздействия на общественные отношения у права выступает на первый план главная и определяющая функция – регулятивная. Данная функция на основании сочетания характера воздействия права со второй стороной двуединого критерия рассматриваемой классификации – целью этого воздействия (статической, динамической, охранительной) получает практическое воплощение в трех общих основных, собственно юридических функциях права, распространяемых на действующую систему права в целом, – в регулятивно-статической, регулятивно-динамической и охранительной.

     Регулятивно-статическая  функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развитая.

     Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Особенно наглядно» данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

     Наряду  с двумя рассмотренными основными  функциями права, осуществляющими  позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция  права – регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.

     Регулятивно-охранительная  функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в  целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение  и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.[12].

     Таким образом, с осуществлением рассмотренных  выше основных функций непосредственно  связана необходимость в самом  праве как особом социальном явлении.

     На  основе упомянутого выше критерия классификации  функций права – сочетания  характера и цели воздействия, помимо трех общих основных функций права, логично вычленить еще одну общую, четвертую функцию права – воспитательную. Эта функция – не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоциальную, так называемую идеологическую часть воздействия права на поведение людей.

     Воспитательная  функция охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.). [29,С. 274].

     Все рассмотренные функции права  в гармоничном взаимодействии выражают многосложный процесс правового  регулирования и правового воздействия.

     Право имеет смысл и ценность для  личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в  жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит  в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем  самым способствуют его реализации.

     Реализация  права — это осуществление  юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

     Право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т.п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.

     Реализация  права в большинстве случаев  происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации  добровольно, без принуждения, по взаимному  согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и  соблюдают установленные законом  запреты. Вместе с тем в некоторых  типичных ситуациях возникает необходимость  государственного вмешательства, без  чего реализация права оказывается  невозможной.

     Таким образом, применение права — это  властная деятельность компетентных органов  и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.[31, С.392-397].

Глава 3. Соотношение государства  и права.

     Исторически государство и право (как система  исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних  и тех же причин, а именно, в  результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.

     В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому как они забыли о  своем собственном происхождении из животного царства». Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.[24, С 272-273].

     Жизненные потребности, прежде всего материального  порядка, лежат и в основе зарождения государства. Именно эти причины  обусловили появление рассматриваемых  институтов. При этом закон и власть возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг без друга.[30, С.139-140, 145].

     Интересные  взгляды поэтому поводу высказаны  А.Б. Венгеровым, который считает, что  право возникло как продукт  присваивающей и производящей экономики. Это созвучно с известной мыслью о том, что «в наиболее ранние и примитивные эпохи... индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом».[16, С. 155-168].

     Назначение  государства и права состоит  в том, что они выступают средством  упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности  людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения  коллективной воли. Государство и  право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее «от просто случая и просто произвола» (Маркс).

     Если  государство возникает из необходимости  поддержания порядка, защиты «всех  против всех» (Гоббс), то право создает  юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат.[18, C.192].

     Особенности реального взаимодействия государства  и права в решающей степени  зависят от характера того общества, в котором они существуют, –  демократическое оно или тоталитарное, правовое или неправовое, гражданское или негражданское. Отсюда – разные воззрения на рассматриваемый вопрос.

     Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства. Первый тип он называл государственным  позитивизмом, который видит в  государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции  государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве.[13, С. 46], [15,С. 289-290]

     В современной литературе указывается  на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство  создает право, но связано им). Первая – для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья – также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Именно эта модель сегодня практически  осуществима.

     Наиболее  рациональное решение вопроса может  быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях  их «взаимовыгодного сотрудничества», что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания «государственное право» и «правовое государство» уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений. Это высшая форма их единства.

Информация о работе Государство. Право. Собственность