Государство. Право. Собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Собственность как экономическая категория присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории, она способна формировать и разрушать общество. Собственность, согласно Гражданскому законодательству, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Содержание

ГОСУДАРСТВО. ПРАВО…...………………………………….…...4
Глава 1.Признаки, типы и функции государства…………….…………..4
Глава 2. Право, его сущность……………………………………………...7
Глава 3. Соотношение государства и права……...……………………...12
Раздел II. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ………....16
Глава 4. Вещные права…………………………..…………………..……16
Глава 5. Частная собственность……………….………………………...22
§1. Право собственности на недвижимое имущество………….. 22
§2. Право собственности на движимое имущество.......................26
Глава 6. Публичная собственность………………………………….…..27
Глава 7. Право общей собственности……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ТГП 1 курс 1 семестр.docx

— 67.53 Кб (Скачать)

     Право имеет качество государственного регулятора общественных отношений – таков  его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства  носит по преимуществу правовой характер.

     Б.А. Кистяковский с горечью писал:

     «В  представлении многих государство  является каким-то безжалостным деспотом, который давит и губит людей. Государство – это чудовище, зверь  – Левиафан, как прозвал его  Гоббс. Государство даже в настоящее  время вызывает иногда ужас и содрогание. Но действительно ли государство  создано и существует для того, чтобы угнетать и мучить личность? Мы должны самым решительным образом  ответить на эти вопросы отрицательно. Все культурное человечество живет  в государственном единении. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Настоящие задачи и истинные цели государства заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям».  [21, C.250-251].

     Как заметил С.С. Алексеев, «право существует и развивается в известном  противоборстве с государством... оно  – мощный антитоталитарный фактор».[12, C.6].

    Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

    Единство, как уже показано, выражается в  их происхождении, типологии, детерминированности  экономическими, культурными и иными  условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

    О родственности указанных понятий  говорит и то, что они традиционно  изучаются одной наукой - общей  теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Поэтому  его искусственный разрыв неизбежно  сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

    Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства  и права предполагает необходимость  выявления как их общих, так и  специфических черт.

    Различия  вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса  и общественной природы. Если государство  есть особая политико-территориальная  организация публичной власти, то право - система официально установленных  и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а  право - волю. Эти категории лежат  в разных плоскостях, не совпадают  по форме, структуре, элементному составу, содержанию.[25, C.62-65].

       «Право формируется при непременном  участии государства, оно есть  непосредственный продукт, результат  государственной деятельности»*.

     Разумеется, первопричины права лежат не в  государстве как таковом, а в  социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как  эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает  право. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. [27, С. 48].[23].

     Право тоже оказывает воздействие на государство. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

     Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как  при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических  преобразований, в том числе в  государственно-правовой сфере. [13, C.35].

     Весьма  современно звучат сегодня слова  И.А. Ильина: «Для того чтобы право  и государство действительно  вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу и затем сделать  осознанное предметом воли и жизненного действия. Одинаково важно понимание  как их здоровья, так и недугов».[20,С. 226].

Раздел  II. СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

      Глава 4. Вещные права.

     В гражданском праве и его доктрине издавна выделяется большая и  практически важная группа близких  по своим признакам прав в отношении  материальных благ, которые получили наименование вещных прав. Термин отражает предмет таких прав: ими являются разнообразные материальные ценности, начиная с земли и природных  ресурсов, производственных объектов и строений и кончая предметами повседневного  быта и денежными знаками.

     Основанием  для выделения вещных прав является не только их материальный объект, предопределяющий практическое значение этих прав, но и  важные юридические особенности. Вещные права позволяют непосредственно  воздействовать на их предмет - материальные блага характеризуются продолжительностью или даже бессрочностью действия и дают носителям таких прав правовую защиту против всех третьих лиц. Поэтому вещные права входят в категорию так называемых абсолютных прав.

     К числу вещных прав относятся право  собственности, а также иные длительные и устойчивые правомочия в отношении  материальных благ: долгосрочное пользование  земельными участками, сервитуты, право  хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом и некоторые  другие. Эта вторая группа получила в литературе наименование ограниченных вещных прав.

     Вещные  права и прежде всего право  собственности являются необходимой  предпосылкой, а затем и результатом  участия в современном рыночном обороте, выступление в котором  требует наличия устойчивых правомочий в отношении материальных ценностей. Для граждан обладание вещными  правами создает условия для  нормальной повседневной трудовой жизни  и отдыха.[19, C.111-156].

     Вещным  правам посвящены обширный раздел II ГК (ст. 209-306) и нормы многих законов, прежде всего о земле, лесах, водах, природных ресурсах и животном мире. Изданы специальные законы об отдельных видах имущества, представляющих особую значимость (о недвижимости, транспортных средствах, драгоценных металлах, валюте).

     В системе вещных прав основополагающим является право собственности, которое  практически предопределяет все  стороны жизни современного государства  и существующие в нем общественные отношения. В законодательном плане  значимость права собственности  вообще и в системе вещных прав, в частности, подтверждают Конституция  РФ и раздел ГК о вещных правах. Нормы  этого раздела ГК ставят собственность  на первое место и посвящают ей большинство статей. [1,3].

     Право собственности - центральный и важнейший  институт в системе вещных прав, нормы которого отражают и одновременно закрепляют существующий в государстве  социально-экономический строй и  господствующие в нем общественные отношения. Проблематика собственности всегда находится в центре политических программ и задач государственных органов и общественных движений и неизменно привлекает внимание крупнейших мыслителей и философов и, конечно, экономистов и юристов.

     Важность  и значимость отношений собственности  закреплены в Конституции РФ, которая  устанавливает ряд принципиальных положений о собственности. Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это базовое положение развивается и конкретизируется в последующих статьях Конституции РФ (ст. 35, 36), закрепляющих правомочия собственника. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется.

     В ст. 209 ГК собственность определяется как предоставление собственнику прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Эта триада, как ее именуют  юристы, в общей форме отражает действительное содержание права собственности  и реально существующие способы  его использования. В совокупности они придают собственности характер наиболее широкого по юридическому содержанию имущественного права, которым могут  обладать все субъекты гражданского права.[2].

     Правомочие  владения - это обеспечиваемая законом  возможность хозяйственного господства собственника над его имуществом.

     Объектом  права собственности могут быть все материальные объекты окружающего  нас мира, которые ст. 128 ГК именует вещами. Это, прежде всего, земля и другие природные ресурсы, предприятия, строения, оборудование, транспортные средства, сырье, готовая продукция, а также ценные бумаги и деньги. Гражданское законодательство подразделяет вещи на недвижимое имущество, объекты которого прочно связаны с землей, и иное - движимое имущество (ст. 130 ГК). Эта градация имеет важное юридическое значение: недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации.

     Определение права собственности, заимствованное многими буржуазными кодификациями, было дано римскими юристами. Ф. Энгельс говорил даже, что "римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него ни каких существенных изменений".[24].

     Содержание  права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Пользоваться – значит извлекать выгоду, приносимою вещью, распоряжаться – значит определять ее судьбу.

     Указанные правомочия, как и субъективное право  собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности  поведения собственника, они принадлежат  ему до тех пор, пока он остается собственником.

     В отличие от обладателей иных вещных прав правомочия владения, пользования  и распоряжения возникают у собственника одновременно, на основании юридических  фактов, предусмотренных законом (приватизация, договор с прежним собственником  об отчуждении вещи, создание новой  вещи и т.д.).

     Право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.[19].

     Конституция РФ устанавливает, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности (ст. 8). На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.[1].

     Проблематика  частной собственности рассматривается  во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения  ее социально-правовой роли и правовой сущности. Частную собственность  следует трактовать как право  граждан и юридических лиц  свободно владеть, пользоваться и распоряжаться  любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме  случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях "любое имущество", "использование  имущества для любой деятельности" и, наконец, "свободное распоряжение". Использование частной собственности  подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.

     Россия  является Федерацией, и государственная  собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности  не ограничен, он включает природные  ресурсы страны, а также все  другие объекты, имеющие общегосударственное  и оборонное значение. В федеральной  государственной собственности  находятся также все или контрольные  пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных  обществ, например Транснефти, Газпрома, "Российские железные дороги", "Аэрофлот".

     Разграничение собственности  Российской Федерации и ее субъектов  предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ. Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Информация о работе Государство. Право. Собственность