Гражданское общество и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Эта проблема актуальна и сейчас. В течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Содержание

Введение
1. Анализ сущности гражданского общества
1.1 Понятие гражданского общества, сущность и содержание
1.2 Основные принципы и структура гражданского общества
2. Теоретические аспекты государства
2.1 Понятие государства
2.2. Понятие и содержание функций государства
2.3 Перспективы развития Российского государства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. 

     2.2. Понятие и содержание  функций государства

     Функции государства –  это основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства – категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

     Функция, как и иные обществоведческие  понятия, не является только юридическим  или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

     Функции государства наукой рассматриваются  с различных точек зрения. Например, в науке управления выделяют около пяти тысяч функций. В ходе проводящейся административной реформы часть государственных функций признаны избыточными и передаются общественным организациям.

     Основные  черты функций:

     1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

     2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

     3. В функциях государства прослеживается  прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

     4. Функции государства не следует  отождествлять с функциями его  отдельных органов или же государственных  организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

     5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

     Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже – к отдельно взятым функциям.

     В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор  существуют) следующие критерии классификации  функций государства. А именно:

     1. В зависимости от направленности  решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);

     2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);

     3. По важности и социальной значимости  тех или иных направлений государственной деятельности (основные и неосновные);

     4. По принципу разделения властей  (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);

     5. В зависимости от социальной  значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);

     6. От сфер их приложения и  осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);

     7. От форм их реализации (правотворческие,  правоохранительные, правоприменительные);

     8. На основании территориального  масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);

     9. В зависимости от обусловленности  «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества – общесоциальные функции).

     Существуют  и иные основания классификации  функций государства. Однако наиболее распространенными являются следующие функции государства:

     Внешние:

     • Оборонная 

     • Сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем современности

     Внутренние:

     • Экономическая 

     • Социальная

     • Правоохранительная

     • Экологическая 

     • Культурная

     Наряду  с вышеназванными критериями классификации функций, распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.

     Надо  отметить, что данная классификация  является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль от том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений – экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

     Но  надо отметить то, что у современного государства, осуществляющем свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной, функции [4].

     2.3 Перспективы развития  Российского государства

     Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

     Общество  потому и называется гражданским, что  главным и постоянно функционирующим  его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный  в себе и своих правах, заботящийся  о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

     Исторический  опыт показывает, что без развитого  гражданского общества государственная  власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

     Особенность российской ситуации заключается в  том, что параллельно становлению  гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия [1].

       

     Заключение

    В современном понимании гражданское  общество представляет собой систему  обеспечения жизнедеятельности  социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

    Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

    Гражданское общество и государство логически  предполагают друг друга - одно немыслимо  без другого. В то же время гражданское  общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское  общество и государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны. 
 
 

     Список  используемой литературы

     1.Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. — 496 с. 

     2.Ганин О.Н. ПОНЯТИЕ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО": СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 2 – С. 93-94

     3.Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие /

     Григорьева. И.В. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.

     4. Мелехин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие / Москов-ский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 250 с.

Информация о работе Гражданское общество и государство