Характеристика федеративных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное понимание сущности государства 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2. Классификация государств 9
Глава 2. Особенности унитарных государств 35
Глава 3. Характеристика федеративных государств 39
Особенности федерации как формы
государственного устройства. 39
3.2. Россия как федеративное государство 58
Заключение 73
Библиография 76

Работа содержит 1 файл

Унитарные и федеративные государства.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

А теперь перейдем к национальным федерациям, характеризующимся более  сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые  присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.

Национальная федерация, независимо от ее разновидностей, характеризуется следующими основными признаками:

  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, коорые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.
  2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Оно служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
  3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Они имеют свои высшие представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров), независимую национальную судебную систему. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
  4. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах национальной федерации, представляют все нации и народности страны. На таких же причинах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в международных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.
  5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, то есть право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступить с другими нациями в федеральные государственные отношения, или перейти из состава одного многонационального состава в другое, сохраняя свой суверенитет.

Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальные государства ограничиваются суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры.

Форма политического режима

Полное представление о форме  конкретного государства нельзя получить, не рассмотрев форму политического режима.

Политический режим  – характеристика не только (и даже может быть не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения  между людьми по поводу государственной  власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачивающиеся именно в сфере политической системы.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления  власти государства. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующая в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации  государства по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм, и правовая демократия10.

Идеальных демократических  форм государственного режима в реальной действительности не существует. В  том или ином конкретном государстве  присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие в той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  1. Главное, что определяет характер государственной власти – это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.
  2. Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, идеологической, культурной и т.д.). в таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, которые не ограничены никакими законами.
  3. Антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, спортивных и других обществ).
  4. Личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяется жесткие репрессивные меры.
  5. При антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушения законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.
  6. Характерный признак антидемократического государства – всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.
  7. Антидемократические режимы игнорируют интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальных федераций практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществление политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей.
  8. Антидемократическое государство во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

  1. Такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.
  2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.
  3. Демократический режим создает эффективный механизм прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов).
  4. В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.
  5. Демократический режим является следствием реального разделения властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.
  6. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу и нарушением социально-экономических прав национальных меньшинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности.
  7. Демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.
  8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самостоятельные коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и общественных образований.
  9. Демократический государственных режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными национальными группами людей.

Таким образом, форма  государства может быть понятна  только в единстве трех составных  элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной работе.

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ.

 

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К  числу унитарных государств относятся  Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее  большинство стран Латинской  Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

   Напомню еще раз, что унитарное государство – это централизованное, единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Для стран с унитарной формой государственного устройства (такие  государства называются простыми или  слитными) характерно наличие следующих  основных признаков:

  1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых также распространяется на территорию всей страны. (Если взять к примеру Францию, то ее парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и почти одинаковы полномочия.  Ст. 34 конституции Франции очертила сферу его (парламента) законодательной инициативы, за пределы которой он выходить не должен. Правительством во Франции является Совет министров согласно ч.1 и 2 ст. 20 конституции Франции определяет и проводит политику нации, распоряжается Вооруженными силами и может объявить осадное положение).
  3. Единое гражданство. Конституции унитарных государств гласят, что население государства имеет единую политическую принадлежность и никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
  4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчинительный характер.
  5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
  6. Территориально унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права

Информация о работе Характеристика федеративных государств