Характеристика федеративных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное понимание сущности государства 5
1.1. Государство: понятие и признаки 5
1.2. Классификация государств 9
Глава 2. Особенности унитарных государств 35
Глава 3. Характеристика федеративных государств 39
Особенности федерации как формы
государственного устройства. 39
3.2. Россия как федеративное государство 58
Заключение 73
Библиография 76

Работа содержит 1 файл

Унитарные и федеративные государства.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используют термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

Первые три из них охватываются одним родовым понятием эксплуататорского  государства.

В качестве противоположности указанным  типам государства в классике марксизма рассматривали государство  нового, социалистического типа, которое  характеризовали как «государство не в собственном смысле» или  «полугосударство».

Согласно формационному подходу к типологии государства, в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социалистических революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому.

Другим основанием для классификации государств является форма государства. Согласно ей государства делятся по форме правления, по форме государственного устройства и форме политического режима.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовали его механизмы, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организовываться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» 7.

Под формой государства  понимается организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень  развития демократии и культуры населения.

Иными словами, форма государства - это сложная причудливо переплетенная совокупность его признаков, сформированная под воздействием различных объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого.

 

Если власть принадлежит одному - монархия,

если многим - аристократия, если всем -

демократия  или республика

(Классификация  Геродота).

 

Форма правления.

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как  особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют:

  • структура и полномочия высших органов государственной власти страны;
  • порядок их образования и взаимоотношений между собой;
  • степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

По формам правления  государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (гр. monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и не один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако, по моему мнению, такие монархи утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

Рассмотрим признаки монархии подробнее:

  1. Существование единого носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
  2. Наследуемый порядок преемственности верховной власти, регулируемый  законом о престолонаследии или обычаем;
  3. Монарх представляет государство по собственному праву, которое не произошло от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
  4. Отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь монархи  делятся на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточены в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия 17-18 вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии - категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам, абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо в случае неспособности к подобным преобразованиям были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве ограниченных монархий на лицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха - конституцией и парламентом. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде - в виде единого писанного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохраненная в этих государствах монархия - дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительные функции, а власть в стране принадлежит выборному органу - парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной  государственности.

 Уместно было бы  в связи с рассматриваемым  вопросом обратиться к актуальной  в последнее время проблеме  восстановления монархии в России. По моему мнению, возврат к  этому историческому прошлому  невозможен по трем причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия этого института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату этой традиции. Во-вторых, (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-нибудь абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в нашей стране еще в конце 19-го столетия. В-третьих, во многих современных монархиях на королевские семьи расходуется огромное количество денежных средств, которые берутся из бюджета страны. Давайте посмотрим, заглянем в наш бюджет, «карман» государства... А ведь современные монархии особой роли не играют в управлении делами государства.

В ряде стран Азии и  Африки ограниченные монархии действуют  в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от монархий, о которых говорилось выше, состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающаяся в праве налагать абсолютное вето  (от лат. veto - запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Также монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических  государствах (Саудовской Аравии) их глава  возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской.   
    Республикой (лат. res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти.

Республика как форма  правления отличается следующими признаками:

1) Выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

  1. Наличием выбранного на определенный срок главы государства;
  2. Производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
  3. Юридической ответственностью главы государства.

В свою очередь республики делятся на парламентарные, президентские  и смешанные.

В парламентарной (фр. parle - говорить) республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшими законодательным органом государственной власти, но и , опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (например, формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и (или) правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется  в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представляемого депутатами одной политической партии.

Положение президента в  парламентской республике отдаленно  напоминает положение монарха в  парламентских монархиях, его функции  главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер). Чисто парламентских республик в мире сравнительно немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие).

В отличие от парламентских президентские республики возникают в странах со слабо развитой или с неразвитой многопартийной системой (США, Россия). В президентских (лат. presidens – буквально сидящий впереди) республиках населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентских республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность  установления авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение  полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система «сдержек и противовесов». Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. impeachment - досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главным признаком президентской  республики является независимость  ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности  исполнительной власти перед парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, неизвестных ни одному из рассмотренных выше типов республиканских черт.

В частности, исследовав данный тип республики, я выявил, что для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и парламентом. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример - Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Информация о работе Характеристика федеративных государств