Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Юридическая техника, ее связь с законодательной. Нормативные правовые акты, их структура и требования к ним.
Введение
Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик. [5, с.57]
Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие юридической и законодательной техники ……………………
Структура нормативных правовых актов ………………………………
Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам ………………………………………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.45 Кб (Скачать)
y">    Это же правило применяется к названию нормативного правового акта, отсылка  к которому делается многократно, если указание полного названия является нецелесообразным. [3, ст. 35]

  1. Применение ссылок в нормативных правовых актах.

    Ссылки  в нормативном правовом акте на его  структурные элементы, а также  на иные действующие нормативные  правовые акты, их структурные элементы применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных  предписаний либо избежать их дублирования.

    Ссылки  на нормативный правовой акт или  его структурный элемент в  этом же нормативном правовом акте делаются только с использованием слова «настоящий». [3, ст.36]

      Рассмотрим требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

    Правовые  акты управления должны отвечать определенным требованиям. Соблюдение их обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все  требования можно разделить на несколько  групп:

    1. Организационные;
    2. Технические;
    3. Юридические.

     К организационным относятся требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления был реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. А это предполагает, чтобы в самом акте четко определялись конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, лица, ответственные за исполнение, контроль, оказание помощи в исполнении. Акты должны быть своевременными и решать насущные вопросы, исполнимыми, приносить реальные результаты.

     Технические требования также важны: конкретность изложения, логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение  решения простым, четким и ясным  языком делает акт доступным для  исполнения. Немаловажным является название правового акта. Оно должно четко отражать предмет правового регулирования.

     Наиболее  значимыми являются юридические  требования. Некоторые ученые не без  основания называют их требованиями законности. Рассматриваемые требования имеют правовой характер. Все они содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления. Круг требований довольно велик. Это объясняется широкой сферой государственного управления и многообразием задач, решаемых при помощи издания правовых актов управления. Требования относятся к различным сторонам актов: их содержанию, направленности, субъектам, их издающим, порядку издания, формам актов, порядку вступления в силу и прекращения действия и т.п. Не все требования имеют одинаковое отношение к конкретному (любому) акту управления. Одни из них относятся ко всем актам управления, другие - только к отдельным их видам (группам), категориям. В этой связи рассматриваемые требования можно разделить на общие и специальные. Общими являются требования, которые относятся ко всем правовым актам управления. Им должны соответствовать все акты управления. Перечислим их: правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов. Это требование закреплено в Конституции Республики Беларусь и других законодательных актах. Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства [1, ст.7].

     Правовые  акты должны издаваться в строгом  соответствии с компетенцией органа (должностного, лица), только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению  того или иного вопроса путем  издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения  органа (должностного лица).

     У каждого органа имеются свои способы  и средства решения тех или  иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки  предоставленной ему компетенции. [5, с.67]

     Правовые  акты должны издаваться в установленном  порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут  приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать  актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке - Премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и так называемый порядок «путем опроса». Такой порядок принятия постановлений Совета Министров состоит в выяснении мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях [4, глава 6].

     Акты  должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное  лицо) имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать только постановления, Премьер-министр - распоряжения. Следовательно, они не имеют права издавать указы  или приказы. Издание таких актов  предусмотрено для других органов  государственного управления.

     Правовые  акты управления должны быть подписаны  уполномоченными на то лицами. В  законодательстве рассматриваемое  требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической  силы. Акт, подписанный некомпетентным лицом, не является законным. Подписываются  официальные тексты правовых актов. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь подписываются  только самим Президентом. Постановления  Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения подписываются Премьер-министром, а в его отсутствие - лицом, исполняющим  такие обязанности -первым заместителем Премьер-министра, а при отсутствии его - по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь - одним из заместителей Премьер-министра. Решения протокольного характера, которые могут приниматься на заседаниях (собраниях), у Премьер-министра и его заместителей отдельно (как правовые акты) не подписываются, а подписывается сам протокол. При необходимости рассылки (оповещения) таких решений делаются выписки из протокола. Акты иных органов подписываются руководителем соответствующего органа, принявшего (издавшего) акт, в его отсутствие - лицом, которому поручено исполнять его обязанности. В состав подписи должно входить: наименование должности лица, подписывающего акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы или инициал имени, фамилия).

     Правовые  акты управления необходимо довести  до сведения адресатов (исполнителей). Это требование является обязательным для всех правовых актов управления. Иначе и быть не может, ибо исполнитель  будет лишен возможности руководствоваться  актом, исполнять его предписания. Правила о доведении до сведения адресатов правовых актов управления закреплены в различных нормативных  актах. Отсутствие единого акта определяется многоаспектностью, видами и юридической  силой актов управления, а также  их адресатами.

     Немаловажным  требованием является соблюдение (отражение) в правовом акте соответствующих  реквизитов. К ним, в первую очередь, следует отнести: вид акта (указ, постановление, распоряжение и т.п.); орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты [7, c.187].

     Правовые  акты должны соответствовать государственным  интересам.

     В отношении отдельных групп (видов) правовых актов управления существуют специальные требования, и существование  их объясняется спецификой задач, которые  могут быть решены лишь отдельными группами правовых актов, необходимостью повышения гарантий законности актов. К специальным требованиям относятся:

     - соблюдение сроков издания акта;

     - издание акта лишь по специальному  разрешению

     (согласию);

     - издание по предварительному  согласованию;

     - издание с последующим утверждением;

     - прохождение правовой экспертизы;

     - включение актов в Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь;

     - наличие ссылки в правовых  актах.

     Некоторые правовые акты управления могут издаваться в пределах оговоренных в законодательстве сроков. Это требование преследует достижение различных целей: во-первых, избежание волокиты; во вторых, повышения эффективности правового акта. Так, правовые акты по результатам рассмотрения обращений граждан должны быть изданы в сроки, предусмотренные законодательством.

     В некоторых случаях акты управления могут издаваться с разрешения (согласия) соответствующего государственного органа. Например, Президент Республики Беларусь вправе издать указ о назначении Премьер-министра только с предварительного согласия Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь. С согласия Совета Республики возможно назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и так далее. [1, ст.106, ст.116].

     Отдельные акты могут издаваться только по предварительному согласованию с соответствующими государственными органами. Например, председатель облисполкома и Минского горисполкома может издать акт о назначении первого заместителя  председателя, заместителей председателя, управляющего делами и членов этих исполкомов по согласованию с Президентом  Республики Беларусь, а на подобные должности в райисполкомах и  горисполкомах могут назначаться  их председателями по согласованию с  вышестоящим исполнительным комитетом .

     Иногда  изданный правовой акт управления требует  утверждения соответствующим государственным  органом. Так, издание Указа Президентом  Республики Беларусь о введении чрезвычайного  положения требует вынесения  его в трехдневный срок на утверждение Совета Республики [1, ст.84 п.22].

     Проекты нормативных правовых актов управления проходят в обязательном порядке  юридическую экспертизу. Ее вид зависит  от вида правового акта.

     Ряд правовых актов подлежит обязательному  включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. К ним, в первую очередь, относятся  нормативные акты Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, министерств  и иных республиканских органов  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных органов.

     Одним из дополнительных (специальных) требований можно назвать соблюдение условий  о ссылках в правовых актах. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах или абзацах нормативного правового  акта на другие его статьи, части, пункты, подпункты или абзацы, а также  на иные действующие нормативные  правовые акты, их отдельные положения  применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных  предписаний либо избежать повторений.

     Несоблюдение  указанных выше юридических требований, предъявляемых к правовым актам  управления, делает их дефектными, т.е. свидетельствует, что акт имеет  определенные упущения, недостатки.

     Признать  акт дефектным вправе лишь компетентный орган (должностное лицо). Оспорить его может любой гражданин, орган и так далее путем подачи жалобы, протеста.

     Общего  порядка обжалования и опротестования актов управления не существует. Все  определяется правовым статусом того или иного органа (должностного лица).

     Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает  дела и дает заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь указов Президента Республики Беларусь, актов  Совета Министров Республики Беларусь и актов любых иных государственных  органов. 

     Соответствующим образом реагируют на незаконные акты управления общие и хозяйственные  суды в Республике Беларусь.

     Граждане  в подобных случаях могут действовать  в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» [2].

     Что же касается иных организаций: подведомственных предприятий и учреждений, нижестоящих  органов государственного управления, то вопрос о реагировании их на незаконные акты не урегулирован. Компетентные органы в зависимости от степени дефектности  акта могут признать его ничтожным  или недействительным. В научной  литературе такие акты обозначают и  иными терминами, т.е. называют их несколько  по-иному.

     Недействительный  акт - это акт с такими дефектами, с которыми он (или часть его) не должен действовать, порождать юридические  последствия. Следовательно, недействительный акт должен быть отменен полностью  или в определенной части.

     Обжалование и опротестование актов о наложении  дисциплинарных и административных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, а также другими нормативными актами. Этими же актами определен  и порядок отмены (изменения) их по жалобе (протесту).

     Отмена (изменение) юрисдикционного акта, как и его вынесение, осуществляется в процессе государственного управления, основывается на нормах административного права независимо от того, каким органом (государственного управления, судьей, судом) все это делается. Судебное решение по гражданским, уголовным делам, вступившее в законную силу, не может быть отменено таким образом, несмотря на признание судом своей ошибки [9, c.231].

Информация о работе Юридическая техника