Юридическая терминология в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном исследовании юридической терминологии.
В соответствии с целью исследования в данной курсовой работе ставятся следующие задачи:
- сформулировать определение понятия «термин», определить его признаки, провести классификацию юридической терминологии;
- выделить и описать основные требования, предъявляемые к использованию юридической терминологии в законодательном тексте;
- рассмотреть проблемы функционирования юридической терминологии в современном законодательстве РФ;
- на основании проведенного исследования сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты юридической терминологии…………………….5

1.1. Понятие термина. Его признаки…………………………………...........5
1.2. Классификация терминов………………………………………………..9
1.3. Основные требования к использованию юридической
терминологии в законодательном тексте……………………………………….16
2. Проблемы функционирования юридической терминологии
в современном законодательстве РФ…………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список источников и литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Появляются  новые термины: «общественный обвинитель», «передача на поруки», «бытовой прокат»  и т. п., а недавно – «коллективный трудовой спор (конфликт)», «коммунальная собственность» и др. 
 

    1.2. Классификация терминов 
 

    К сожалению, к настоящему времени  отсутствуют ясные, научно отработанные принципы и критерии логической спецификации юридических терминов с учетом их практического значения в той или иной сфере правовых отношений, без чего любая классификация выглядит весьма условно, схематично, неполно. Очевидно, можно классифицировать терминологию, используемую в законодательстве, например, по вертикальному и горизонтальному принципам. На вершине вертикальной терминологии будет терминология, закрепленная в Конституции – основе законодательства. В сущности, это есть общеправовая терминология, которая системно объединяет термины, так или иначе функционирующие во всех отраслях законодательства, выражая и обозначая понятия широкого обобщенного значения (социалистическое государство, государственный орган, должностное лицо, общественная организация, компетенция, правомочия, законодательство, закон, решение, неприкосновенность личности, законные интересы и т. д.). Горизонтальная терминология охватывает различные виды межотраслевой и отраслевой терминологии.

    Межотраслевая терминология – это терминология, используемая в нескольких отраслях законодательства (материальная ответственность, значительный ущерб, проступок и т. д.). Она без изменения используется в многочисленных нормативных актах при регламентации разнородных общественных отношений.

    Отличительной чертой отраслевой терминологии является то, что она основывается на предметно-логических связях и отношениях соответствующих понятий, отражающих специфику конкретной сферы правовых отношений. Следовательно, отраслевая терминология обслуживает особую отрасль законодательства, т. е. образует отраслевое терминологическое поле, которое не совпадает ни с общеправовым, ни с межотраслевым терминологическими полями – более широкими в содержательном и функциональном отношении (сделка, давность совершения преступления, развод и т. п.).

    Термины, используемые в законодательстве, можно классифицировать и по другим основаниям. Например, различаются термины:

1) общеупотребимые;

2) общеупотребимые,  имеющие в нормативном акте  более узкое, специальное значение;

3) сугубо юридические;

4) технические.

    Общеупотребимые термины – это обычные, широко распространенные наименования предметов, качеств, признаков, действий, явлений, которые в одинаковой мере используются в бытовой речи, в художественной и научной литературе, в деловых документах, в законодательстве. Такие термины просты, общепонятны. В законодательстве они используются в общепринятом значении и никакого специального смысла в себе не содержат («находка», «массовые отравления» и т. д.).

    Частота употребления рассматриваемых терминов довольно значительна в нормативных  актах. Наиболее часто используются такие общеупотребимые термины, как «заявление», «заседание», «правило», «действие», «порядок», «дело» и т. д. Проведенные лингвистические исследования показали, что из общего количества использованных слов (словосочетаний) 80% приходится на общеупотребимые слова. Очевидно, что в актах, регулирующих сферу судебной деятельности, больше общеупотребимых слов, нежели, к примеру, в актах, регулирующих хозяйственные отношения, где специальные технические термины встречаются значительно чаще. Однако и там общеупотребимые слова – основной языковый пласт.

    Общеупотребимые термины, правда, не всегда удобны. Их содержание зачастую многозначно, допускает различные  толкования. Они могут применяться  то в одном, то в другом значении. Поэтому использование таких терминов целесообразно, если их значение очевидно для всех и не порождает каких-либо сомнений в данном контексте. Используя общеупотребимые термины в нормативных актах, законодатель должен обеспечить их толкование в той или иной форме, чтобы был предельно ясен смысл. Возьмем, например, термин «опьянение». «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, – установлено законом, – не освобождается от уголовной ответственности». На практике возникает вопрос, связано ли опьянение с употреблением только алкогольных напитков или наркотических средств. Ответ на этот вопрос дает медицинская наука, определяя опьянение как состояние, вызванное употреблением не только алкоголя, но и наркотиков. В то же время необходимо иметь в виду, что понятия алкоголизма и наркомании – понятия не совпадающие. Поэтому алкоголик и наркоман, как соответственно алкогольный напиток и наркотическое средство – не одно и то же.

    Важно, чтобы специальное значение общеупотребимого термина было очевидным. Обычно таким  терминам в законе даются определения. Если этого нет, значение термина определяется исходя из общего контекста.

    При первом употреблении термина со специальным  значением во избежание чрезмерно  широкого или неточного толкования уместно давать к нему соответствующие  нормативные разъяснения.

    Правоприменительная практика очень часто нуждается  в различных разъяснениях тех  или иных терминов, используемых в  законодательстве.

    Порой даже квалифицированные специалисты  не всегда могут дать правильное толкование тому или иному понятию, обозначаемому соответствующим термином. Например, понятие существенного вреда, причиняемого государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан, формулируется совершенно одинаково при описании в кодексе трех составов должностных преступлений – должностного злоупотребления, превышения власти или служебных полномочий и халатности. Однако применительно к каждому виду перечисленных преступлений используется данное понятие неодинаково.

    Внешне  составы преступлений не отличаются и обозначаются одинаковыми терминами, а содержание понятия существенного вреда при умышленном преступлении (должностном злоупотреблении и превышении власти) и неосторожном преступлении (халатности) различно. Так при должностном злоупотреблении причинение ущерба государству судебная практика признает обычно существенным вредом, а причинение этого же ущерба по неосторожности в результате халатности рассматривается как дисциплинарный проступок. Помимо этого, содержание понятия существенного вреда при халатности, должностном злоупотреблении или превышении власти различно и по формальным основаниям, так как последние два состава предусматривают и более тяжкие правовые последствия. В связи с этим ученые верно резюмируют, что содержание анализируемого понятия, обозначаемого одним и тем же термином, зависит от характера должностного преступления и степень существенного вреда оценивается в каждом конкретном случае исходя из умысла виновного, общественной опасности совершенного им деяния и того ущерба, который был нанесен государству, общественной организации, интересам отдельных граждан.

    Как и любая иная сфера общественной жизни, юриспруденция не может обойтись без особой терминологии, которая  специально выработана законодателем для регулирования общественных отношений. Специальные юридические термины, как правило, лаконично и относительно точно обозначают понятие, применяемое в юриспруденции («истец», «судимость», «неустойка», «дознание» и т. д.).

    В законодательном тексте немало таких специальных юридических терминов, значение которых не всегда можно объяснить исключительно с лингвистических позиций. Мы уже приводили в качестве примера термин «юридическое лицо». Ведь по буквальному смыслу слово «лицо» относится к личности, а не к какой-либо организации, ассоциации. Однако употребление подобных терминов оправданно, необходимо, ибо с точки зрения их практического использования они обладают преимуществами, однозначно определяя конкретные юридические понятия.

    Специальных юридических терминов в законодательстве не так много.

    Применяются они для обозначения особых понятий  и только в юриспруденции. Как  правило, специальный юридический  термин создается законодателем, когда  в общелитературном языке нет  подходящего слова для обозначения  соответствующего понятия. Зачастую специальные термины заимствуются из римского права или из иных развитых правовых систем («акцепт», «виндикация», «контрабанда» и т. д.). Но в основном они образуются из корней отечественного языка («преступление, «дознание», «суд», «закон»).

    Несмотря  на то, что число специальных юридических  терминов не так велико, они довольно часто употребляются в законодательстве.

    Многие  термины, которые были созданы законодателем  и первоначально являлись чисто  юридическими, в дальнейшем широко распространились в быту, в художественной литературе, активно применяются за пределами юриспруденции («преступник», «закон», «алименты» и т. д.). Они перестали быть собственно юридическими, превратились в обыденные.

    В нормативных актах употребляется  много терминов, заимствованных из различных областей науки, техники, искусства, а также профессионализмы. В литературе за ними закрепилось наименование «технические термины» (например, «диапозитив», «микрофарада», «фонограмма»). В процессе применения норм права в различных сферах общественной жизни без специальных технических терминов обойтись зачастую невозможно. Необходимо придерживаться правила, что технические термины употребляются в том смысле, который закреплен за ними в соответствующей отрасли знания.

    Специальные юридические и технические термины  весьма удобны: однозначно обозначают нужное понятие, содействуют более  четкому изложению нормативных  предписаний, способствуя тем самым более правильному пониманию и применению последних. Иначе говоря, они максимально уплотняют словесную информацию, экономят средства передачи законодательной мысли. С помощью таких терминов могут быть достигнуты однозначность, конкретность, полнота юридических формулировок. Едва ли целесообразно заменять специальные термины развернутыми описательными выражениями, поскольку это привело бы к громоздкости нормативных актов, затрудняло бы их применение.

    Разумеется, употреблять специальные термины  следует в пределах смысловой  и информационной необходимости, не перегружая ими нормативные акты. Применение такого рода терминов уместно в актах специального назначения, для ограниченного круга специалистов и неуместно в актах, которые рассчитаны на широкие круги граждан.

    Можно также выделить термины точного  значения и термины, выражающие оценочные понятия. Смысл первых полностью зависит от закона и определяется им. Фактические обстоятельства рассматриваемого дела на их содержание не влияют (пенсия, развод, выселение, безбилетный проезд и др.). Обозначая то или иное понятие, они отражают объективные связи действительности, и роль органа, применяющего нормы права с такими терминами, сводится к тому, чтобы уяснить их содержание, констатировать соответствие признаков обозначаемых ими понятий и определенного факта, события. Значение терминов, обозначающих оценочные понятия, связано с конкретными обстоятельствами рассматриваемого дела, зависит от них (существенный вред, значительный ущерб и т. д.). Посредством таких терминов правоприменительный орган должен не просто констатировать, но и оценить соответствие признаков того или иного рассматриваемого факта, события и признаков соответствующего оценочного понятия. В пределах, очерченных законом, правоприменитель, в сущности, сам формулирует содержание оценочного понятия, причем конкретные признаки его содержания каждый раз определяются в зависимости от признаков рассматриваемого случая.

    В законодательстве немало терминов, обозначающих оценочные понятия. Нельзя сочинить правила, пригодные на все случаи жизни, для сложных и разнообразных  жизненных отношений. Оценочные понятия помогают правильно учитывать социально-политическую обстановку, конкретные обстоятельства, создают почву для правовой инициативы, самостоятельности, творческого подхода к осуществлению права. 
 
 
 

1.3. Основные требования  к использованию юридической терминологии в законодательном тексте 
 

    Использование терминологии в законах (иных нормативных  юридических актах) подчиняется  ряду требований.

    Основные  из них такие:

    1) единство терминологии: один и тот же термин (например, "должностное лицо", "несовершеннолетний") должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле;

Информация о работе Юридическая терминология в российском законодательстве