Юридические коллизии и их разрешение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение коллизий как

комплексных противоречий между правовыми взглядами, между правовыми актами

и нормами, между действиями государственных и иных структур, между

государствами.

Задачами настоящей курсовой работы является исследование механизма

правового опосредования интересов и притязаний, использования средств

предотвращения юридических коллизий на всех этапах их возникновения и

развития.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие положения о юридических коллизиях. 5

1.1. Понятие юридических коллизий. 5

1.2. Виды юридических коллизий. 12

Глава II. Коллизии в национальной правовой системе 20

2.1. От противоречий - к юридической гармонизации 20

2.2. Обеспечение верховенства Конституции 28

Глава III. Способы преодоления юридических коллизий. 30

3.1. Способы разрешения юридических коллизий 30

3.2. Управленческие процедуры разрешения споров 33

Заключение 36

Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и

специальной литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Юридические коллизии и их разрешение.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

      Союзные  законы  полностью   не  отменены,  а  новые,   российские,   в

необходимом объеме пока не созданы. Акты двух  «разных  государств»,  бывших

когда-то   единым   образованием,   не   всегда   стыкуются,    на    гранях

соприкосновения этих предписаний  возникают  расхождения  и  несоответствия.

Сложившаяся ситуация  создает  впечатление,  что  нынешнее  законодательство

страны как бы соткано  из  противоречий,  в  нем  царят  анархия,  перекосы,

неразбериха.  Разбалансирована  синхронность  правовой  системы,  многие  ее

составные части  плохо согласуются друг с другом, не  подчинены  общей  цели.

Запутанность  же   нормативного   материала   дает   нередко   простор   для

волюнтаристских действий должностных лиц и властных структур.

      Конечно, абсолютно совершенного, идеального законодательства  нигде   в

мире нет.  Право  каждой  страны  неизбежно  содержит  в  себе  определенные

коллизии,   пробелы,   противоречия,   но   у   нас   все   это    приобрело

гипертрофированные  формы,  поскольку  Россия   проходит   этап   сложнейших

социально-экономических  преобразований и общественные отношения  находятся  в

состоянии  коренной  ломки,  нестабильности,  хаоса.  Юридические  нормы  не

успевают их своевременно оформлять,  закреплять,  регулировать.  Еще  только

ставится вопрос о создании российского общегосударственного Свода законов.

      После  распада  Союза   в  нашем  законодательстве  стали  одновременно

развиваться, тесно  переплетаясь и противоборствуя, как  интеграционные,  так

и дезинтеграционные  процессы.  Такое  положение  характерно  и  для  других

постсоветских  республик.  Не  случайно  жизнь  продиктовала   необходимость

создания единого  правового пространства СНГ. С этой  целью  Межпарламентской

ассамблеей  Содружества  выработано  и  принято  уже  свыше   60   модельных

рекомендательных  законов, в  том  числе  Гражданский,  Уголовный,  Уголовно-

процессуальный, Таможенный и другие  кодексы  -своеобразные  основы  бывшего

союзного законодательства. На их базе в  государствах  СНГ  создаются  свои,

сходные по смыслу нормативно-правовые акты.

      Причины правовых коллизий носят  как объективный,  так  и   субъективный

характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость,  динамизм

и   изменчивость   регулируемых   правом    общественных    отношений,    их

скачкообразное  развитие.  Немаловажную  роль  играет  также  отставание,  их

скачкообразное  развитие.  Немаловажную   роль   играет   также   отставание

(«старение»,  «консерватизм»)  права,  которое  в  силу  этого   обычно   не

поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают  «нештатные»

ситуации, требующие  государственного реагирования. Право  поэтому  постоянно

корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. Вообще  всякое

право, как и  любое другое явление, содержит в  себе внутренние  противоречия,

выступающие источником его развития.

      В результате одни нормы отпадают,  другие  -  появляются,  но,  будучи

вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют как  бы  наравне  с

ним. Кроме того,  общественные  отношения  неодинаковы,  и  разные  их  виды

требуют дифференцированного  регулирования с применением  различных  методов.

К тому же они более  динамичны, чем законы, их опосредующие.

      Свое  влияние  оказывают   несовпадение  и  подвижность   границ   между

правовой и не правовой сферами, их расширение или  сужение.  Наконец,  право

любого  государства   должно   соответствовать   международным   стандартам,

нравственно-гуманистическим  критериям,  принципам  демократии.  И  конечно,

следует постоянно  помнить о противоречивости самой  реальной жизни.

      Все это делает юридические  коллизии в  какой-то  мере  неизбежными  и.

Более того, по мнению Ю.А.  Тихомирова,  было  бы  упрощением  оценивать  их

только как сугубо негативные явления.  «Коллизии  нередко  несут  в  себе  и

положительный  заряд,  ибо  служат   свидетельством   нормального   процесса

развития  или  же   выражают   законное   притязание   на   новое   правовое

состояние»[3]? И в самом деле - ведь никто  пока  не  опровергнул  положения

диалектики о  том, что противоречие ведет вперед.

      К субъективным причинам коллизий  относятся такие, которые  зависят   от

воли и создания людей -  политиков,  законодателей,  представителей  власти.

Это, например, низкое качество законов,  пробелы  в  праве,  непродуманность

или  слабая  координация  нормотворческой  деятельности,   неупорядоченность

правового  материала,  отсутствие  должной  правовой  культуры,  юридический

нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и  др.

Причем одни из них возникают и существуют внутри самой  правовой  системы  -

внутрисистемные, другие привносятся извне - внесистемные.

      Следует согласиться с мнением,  что  «было  бы  неверно  списывать  на

объективные  причины  ту  чехарду  в  законодательстве,   которая   является

следствием ошибок  и  просчетов  в  политике  или  косвенного  пренебрежения

закономерностями  правового  развития[4]».  Предел  власти,   собственности,

столкновения  различных  интересов  не  могли  не  отразиться  на  состоянии

нормативно-правовой базы российских  реформ,  которая  вступает  в  XXI  век

крайне противоречивой, бессистемной и неполноценной.

      В   частности,   важнейшим   субъективным    фактором,    обусловившим

возникновение и  развитие многочисленных юридических  неурядиц, послужил,  как

уже  говорилось,  распад  СССР,  а  следовательно,  и   разложение   единого

правового пространства. Последствия этого события  -  дезинтеграция  страны,

сепаратизм, безбрежные процессы суверенизации - сначала  в  пределах  Союза,

затем в рамках  Российской  Федерации,  которые  продолжаются  до  сих  пор.

Законодательство  превратилось в  своеобразное  «лоскутное  одеяло»,  которое

никого  не  «греет»  и никого  не  устраивает.  Понадобится время,   чтобы

преодолеть эти  негативные тенденции.

      Принцип разделения властей   гипертрофирован,  искажен.  Известно,  что

власть в любой  стране едина и только в рамках этого единства  существует  ее

разделение на различные ветви. Между тем в России ни один орган  государства

не олицетворяет это единство. В  результате  -  разобщенность  в  проведении

правовой политики, конфронтация законодательных и  исполнительных  структур.

Все обычно охотно и много говорят о разделении  властей,  но  при этом  не

акцентируется  внимание  на  их  взаимодействии  и   согласованности.   Само

выражение «ветви власти» очень точно  передает  смысл  принципа:  это  ветви

одного дерева, у дерева - единый ствол, единые корни - воля народа. Так  что

«расчленение» власти на отдельные ее составляющие весьма условно.

      Статья  111[5]  Конституции  РФ   позволяет   Президенту   предъявлять

Государственной Думе своего рода «ультиматум»,  предлагая  три  раза  подряд

одну  и  ту  же  кандидатуру  на  пост  председателя  Правительства:   «либо

утверждайте, либо я вас распущу».  Выбора  нет.  Зачем  тогда  вообще  нужна

такая норма? Ведь получается, что, каково бы ни  было  мнение  парламента  о

кандидатуре в  премьеры, все равно Президент волен поступать по-своему.

      Президент может в любое время,  безо  всяких  поводов,  без   объяснений

причин и мотиваций  отправить Правительство в отставку,  создавая  тем  самым

острейший политико-правовой конфликт, кризис в обществе. Шестикратная  смена

Правительства с  момента начала реформ говорит сама  за  себя.  Страна  то  и

дело становится заложницей субъективных решений,  воли  одного  человека.  К

сожалению, в ныне  действующей  российской  Конституции  подробно  прописаны

обширные полномочия и права Президента, но почти ничего не говорится о его

обязанностях  и  ответственности.  А  это,  как  показал  опыт,  не   только

неправильно, но и  опасно.

      В  известном  смысле  ныне  действующая  российская  Конституция   сама

является главным  источником то и дело возникающих коллизий,  нестабильности,

противостояний, именно  она  не  раз  приводила  к  потрясениям  и  хаосу  в

обществе. Не случайно после самоотставки Б.Н. Ельцин с  новой силой  ставился

вопрос об изменении  Конституции, о внесении в нее поправок, в частности во

взаимоотношения в треугольнике:  Президент  -  Парламент-Правительство.  Все

сходятся  во  мнении,   что   с   правовыми   неурядицами,   в   том   числе

конституционными, пора покончить. 

1.2. Виды юридических  коллизий. 

      Юридические коллизии не только многочисленны, но и крайне разнообразны

по   своему   содержанию,   характеру,   остроте,    иерархии,    социальной

направленности,  отраслевой   принадлежности,   политизированности,   формам

выражения и способам разрешения[6].

      1. Прежде всего, юридические   коллизии  можно  подразделить  на  шесть

родовых  групп:  1)  коллизии  между  нормативными  актами  или   отдельными

правовыми  нормами;   2)   коллизии   в   правотворчестве   (бессистемность,

дублирование,   издание   взаимоисключающих   актов);    3)    коллизии    в

правоприменении (разнобой в практике реализации одних  и тех же  предписаний,

несогласованность  управленческих  действий);  4)  коллизии   полномочий   и

статусов государственных  органов, должностных лиц, других властных  структур

и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах  разных  уровней

или разных органов  закладываются  противоречащие  друг  другу,  а  иногда  и

взаимоисключающие целевые  установки);  6)  коллизии  между  национальным  и

международным правом.

      2.  Коллизии между  законами  и  подзаконными  актами.  Разрешаются   в

пользу    законов,    поскольку     они     обладают     верховенством     и

высшей юридической  силой (ч.2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч.  1  и 2 ст.  115; ч.  2

ст.  120 Конституции  РФ).  Последняя  из  указанных  статей  гласит:  «Суд,

установив при  рассмотрении дела  несоответствие  акта  государственного  или

Информация о работе Юридические коллизии и их разрешение