Юридические коллизии и их разрешение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение коллизий как комплексных противоречий между правовыми взглядами, между правовыми актами и нормами, между действиями государственных и иных структур, между государствами.

Задачами настоящей курсовой работы является исследование механизма правового опосредования интересов и притязаний, использования средств предотвращения юридических коллизий на всех этапах их возникновения и развития.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общие положения о юридических коллизиях. 4
1.1. Понятие юридических коллизий. 4
1.2. Виды юридических коллизий. 12
Глава II. Коллизии в национальной правовой системе 19
2.1. От противоречий - к юридической гармонизации 19
2.2. Обеспечение верховенства Конституции 27
Глава III. Способы преодоления юридических коллизий. 29
3.1. Способы разрешения юридических коллизий. 29
3.2. Управленческие процедуры разрешения споров 33
Заключение 35
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы. 38

Работа содержит 1 файл

Юридические коллизии и их разрешение (курсовик).doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Примером  противоречий статусов и полномочий может служить деятельность президентской администрации и ее подразделений. Данная структура была создана самим Президентом и действует она на основании подписанного им же Положения. Законодательной основы не имеет. В печати, литературе, депутатском корпусе не раз обращалось внимание на то, что администрация главы государства из сугубо вспомогательной службы, какой она должна быть по логике вещей, на деле превратилась в некий надправительственный орган с властными полномочиями.

     Фактически  она взяла на себя значительную часть  функций Президента и стала играть самостоятельную роль. Государственная Дума по этому поводу даже обращалась в Конституционный суд.

     Определенные  противоречия возникают и в связи  с различными концепциями правопонимания, которые имеют место в современной  российской юридической науке. Эти коллизии носят не только теоретический, но и практический характер, непосредственно отражаются на состоянии законности и правопорядка в стране, эффективности механизма правового регулирования. Б.С. Эбзеев - судья Конституционного Суда РФ - отмечает, что, «с одной стороны, в судебной и иной правоприменительной практике широкое признание получил некритичный позитивизм, поддерживаемый и многими юристами - теоретиками; с другой - предпринимаются активные усилия по преодолению позитивизма с позиции «общих принципов» и ценностей естественно-правовой доктрины. И в этом, и в другом случаях доминирует ценносто-иерархический подход, который неизбежно отличается однородностью и способен оправдать произвол и беззаконие под предлогом соблюдения законности и законов. В действительности он является формой своеволия или отказа от законности под флагом борьбы за естественные права»12.

     Другие  ученые также обращают внимание на то, что в последние годы «коллизия  правопонимания» стала трансформироваться в коллизию правосознания   общества,    в   правовые   установки   и   действия   граждан, должностных лиц, политических деятелей. «Неписаное право», надзаконные «демократические ценности», «общие принципы» открывают широкий простор для свободного усмотрения, как властей, так и всех иных участников общественных отношений, субъектов рынка, криминальных элементов, политических элит и т.д.»13 Это значит, что теоретические коллизии не менее опасны, чем практические, ибо правоприменение прямо и непосредственно зависит от правопонимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Коллизии в национальной правовой системе

2.1. От противоречий - к юридической гармонизации

     Юридические коллизии и конфликты порождаются, как правило, теми или иными правовыми  актами. В столкновении этих актов  юридические противоречия находят многообразные проявления. Примечательно, что именно с принятием и реализацией законов, указов, постановлений и иных актов связано преодоление различных конфликтов, в т.ч. юридических. И здесь роль этих актов столь же значительна, хотя не меньшее значение приобретает устранение противоречий между ними. Сбалансирование между собой правовые акты как бы «гасят» одну из причин юридических коллизий и тем самым вносят свой нормативный вклад в процесс устранения коллизий и их последствий14.

     Как отмечалось, исследователи допускают разрешение коллизии и конфликта как самими участниками, так и путем вмешательства третьей стороны, делая акцент на достижение согласия между его участниками в виде совпадения мнений, предопределенности законодательной воли внешней средой, или навязанным извне соглашением. Поддерживая эту классификацию, добавим к ней своего рода нормативное упорядочение как проявление частной и/или общей гармонизации правовых актов. Гармонизация есть процесс обеспечения их согласованности, соразмерности объему полномочий принявших их субъектов, достижения целей, заданных государственными институтами. Причем это не гладкий эволюционный путь, а движение со своими этапами, «приливами» и «отливами», со своими противоречиями.

     На  передний план выдвигается стратегическая задача гармонизации правовых актов, которая может требовать динамичных способов разрешения. Дело в том, что правовые акты лишь внешне выступают как обезличенные явления. За ними всегда стоят политические силы, социальные слои, лидеры, государственные  органы.  Акты  служат  как бы  «нормативными куклами», появляющимися и действующими по воле и в интересах тех, кто стоит, как за кулисами, под их прикрытием. И в то же время акты обладают громадным созидательным потенциалом, выражая меру согласованности социальных интересов и общепризнанный нормативный стандарт, и одновременно программу поведения.

     Гармонизация  правовых актов служит упорядочению нормативно-правовых массивов и поддерживанию  правовой системы в состоянии  функционального равновесия. Она  позволяет добиться функционального равновесия правовых актов, обеспечить ту ступень их сбалансированности между собой, которая в конечном итоге позволяет правовой системе функционировать и развиваться в заданных направлениях. А, следовательно, гарантируется устойчивый статус всех субъектов права, преодолеваются отклонения в их действиях от нормативной модели. Государственные институты и институты гражданского общества действуют в конституционном русле. Именно поэтому в Договоре об общественном согласии, в различных целевых программах большое место уделяется принятию законов, их устойчивости и последовательной реализации.

     Объектом  гармонизации могут быть отдельные  правовые акты или даже их части, суммы  актов одного или нескольких органов, конфликтующих между собой, наконец, правовые институты и даже отрасли законодательства. Гармонизация позволяет устранить юридические противоречия и обеспечить то соотношение правовых актов, которое произведено от статуса принявших их органов и предопределяется конституционными основами правовой системы. Точнее говоря, может быть восстановлено прежнее, ранее нарушенное соглашение актов между собой, легальной статус органа, если были допущены отступления от него и вмешательство в сферу другого органа.

     Гармонизация  сопровождается и жесткими правовыми средствами -отменой актов, их оспариванием, признанием недействительными и т.п., и мягкими - приведением актов в соответствие с конституционными установлениями, согласованностью правовых программ и действий и т.п. Сближение правовых позиций конфликтующих сторон ведет к уменьшению и снятию напряженности в их отношениях и способствует снижению общей остроты юридических противоречий в государстве.

     Добавим к сказанному и несколько слов о способах гармонизации. Они могут  иметь обеспечивающий характер и  обладать общими и специфическими чертами применительно к преодолению юридических противоречий внутри правовой системы и между национальным и международным правом.

     Острота юридических противоречий, обнаруживаемая в российской действительности, столкновения актов отражают как обычные, повторяющиеся, так и возникающие конфликтные ситуации. Их видоизменение и преобразование в нормально-юридическое состояние требуют значительных усилий как законодателей и исполнительных органов, так и всех правоприменителей - как политических партий и общественных объединений, так и средств массовой информации и других институтов гражданского общества. Затрачиваемые усилия направлены на формирование условий, благоприятствующих юридической гармонизации.

     К числу таких условий можно  отнести прежде всего упорядочение, совершенствование и развитие общественных отношений в разных сферах общественной жизни - политической, экономической, социальной и других. Ведь  истоки  многих  юридических  противоречий  находятся  вне  правовой сферы,   и   их   преодоление   требует   правильного   государственного   курса, обоснованных программ преобразований и последовательности действий.

     Собственно  юридические условия гармонизации правовых актов можно выразить следующим  образом. На преодоление юридических конфликтов, прежде всего благоприятным образом влияют упорядочение правовой системы и поддержание ее в равновесии. Оно слагается из таких действий, как установление строгой классификации правовых актов и соблюдение ее в процессе правотворчества. Тогда удается избегать и преодолевать многочисленные случаи смещения правовых актов по предмету, содержанию и методам регулирования, по форме, процедуре принятия и вступления в силу, строго придерживаться нормативных соотношений между актами и системных связей и их зависимостей. Решать эти задачи можно благодаря строгому следованию конституционным принципам правовой системы, а также путем принятия ФЗ «О правовом статусе и юридической силе нормативно правовых актов», который «задерживается» в парламентских коридорах.

     Начнем  с самого начала, с первых действии в законодательном процессе. И  мы увидим, как часто в текстах  проектов законов (и других правовых актов) «закладываются» ошибки, приводящие в дальнейшем к юридическим коллизиям. Такие ошибки можно разделить  на три группы, хотя они часто сосуществуют и даже переходят одна в другую.

     Первая  группа включает юридические ошибки познавательного характера, поскольку  право и закон призваны адекватно  отражать изменяющуюся действительность. К ним относятся ошибки в выборе предмета законодательного регулирования, когда он определяется неверно. Нередко требуется не закон, а другой вид правового акта, принятие не нового закона, а более полная реализация или корректировка действующих актов. Подчас неточно определяются объем и методы, средства правового регулирования15.

     Вторая  группа текстовых ошибок и противоречий носит содержательный характер. К  их числу относятся: а) неверный набор  правовых знаков, актов различного характера (статутных, тематических, охранительных  и т.п.); б) допущение несогласованности статей закона, противоречий между нормативными      понятиями      и      конкретными      нормами,      нарушение последовательности построения текста; в) слабая обоснованность правовых решений, их неполнота, побуждающие к скорому внесению изменений и дополнений; г) неудачное определение объема и срока действия кормы, вынуждающее к ее поспешной корректировке; д) слабый учет действующих актов в отрасли, а также законов смежных отраслей. К чему было нужно через четыре года принимать новый федеральный закон о почтовой связи, через шесть лет новый федеральный закон о физкультуре и спорте, хотя заметных перемен в этих сферах не произошло; е) запоздалая отмена либо даже сохранение устаревших актов и норм, что мешает правильному применению и выбору правовых актов.

     Третья  группа текстовых ошибок связана  с очевидными технико-юридическими погрешностями. К ним относятся: а) неверное или противоречивое использование  нормативных понятий, терминов как  в одном законе, так и в однородных законах (например, понятия «орган государства»); б) неудачное разделение нормативного текста на структурные части, в результате чего возникают диспропорции и противоречия между способами регулирования однородных отношений; в) пренебрежение юридическим языком, который не допускает описательности, образных выражений и узко специальных слов и определений; г) неверное обозначение частей закона и вносимых в них изменений и дополнений, а также нечеткое определение порядка их действия или прекращения действия; д) неточные ссылки на другие правовые акты, нарушение связи норм внутри акта и между разными актами.

     Как видно, подобные ошибки при подготовке и принятии законов и иных правовых актов дают «старт» юридическим  коллизиям. Их уже трудно предотвращать  на длинной дистанции юридического марафона, и стадия действия закона становится сложной для толкования и применения его норм. Было бы полезным, кроме прочего, принять Общие правила юридической техники по линии Правительства РФ.

     Стоит обратить внимание на характер законодательных  норм и их соотношений между собой. Данному аспекту подчас не придается серьезного значения ни в правотворческой, ни в правоприменительной практике. Между тем, среди правовых норм можно выделить приоритетные нормы с большим юридико-техническим смыслом и влиянием на формирование других норм.

     К их числу следует отнести прежде всего нормы-дефиниции, создающие  содержательно-нормативную характеристику правового субъекта, правового состояния  или явления. Таков смысл ст. 1 конституции РФ о признаках российского  государства, ст. 48 ГК РФ о понятии юридического лица, ст. 2 - о понятии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в одноименном федеральном законе. Еще раз отметим привычное правило «открывать» тексты законов на федеральном и даже региональном уровне раскрытием значения понятий и терминов, используемых в каждом из них.

     Нормы-принципы служат своего рода юридическими формулами  и средством устойчивой нормативной  ориентации. Они отражают устойчивые тенденции правового регулирования  в той или иной сфере, например, в ст. 3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»16, в ст. 3 НК РФ. Подобные правовые принципы важны как внутри акта для четкого построения всех его норм, так и в отрасли для обеспечения взаимосвязи однородных актов и норм.

     Нормы-цели являются еще одной разновидностью юридических приоритетов (например, п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Конституции РФ). И их ориентирующее значение должно быть реально обеспечено, что бывает далеко не всегда.

     Для эффективного использования юридических  приоритетов следует правильно формулировать отсылки в законодательстве. Отсылки служат важным средством системной связи правовых актов и норм, и при установлении меры целесообразно, во-первых, точно определить формы отсылок  к  тем   или  иным  видам   актов  — закону,   федеральному  закону, подзаконному акту, законодательству и т.п. Так, для норм ст. 33 ФЗ РФ «Об образовании»17 отсылки к законодательству означают п. 1-4 ст. 13, ст. 33 данного Закона, ст. 50-54 ГК РФ. Но как понимать его отсылки к закону в ст. 47 (п. 4), 51 (п. 1), 96 (п. 3).

Информация о работе Юридические коллизии и их разрешение