Обсуждение, доработка
и согласование проекта - эта
стадия, завершающая подготовительный
этап. Суть процедуры - обсуждение
проекта рабочей группой с
привлечением специалистов-экспертов.
Затем законопроект поступает
на рассмотрение того органа или комиссии,
которой поручена подготовка проекта
и внесение его на утверждение.
Факт внесения
выработанного проекта в законотворческий
орган имеет официальное юридическое
значение. С этого момента прекращается
первый этап процесса законотворчества
- предварительное формирование
государственной воли, и начинается
новый этап - закрепление этой
воли в нормах права.
Утверждение законопроекта
является центральной стадией законотворческого
процесса, т.к. именно на этом этапе
происходит придание юридического значения
правилам, находящимся в тексте законопроекта.
Можно выделить
четыре основные стадии официального
прохождения закона: внесение проекта
на обсуждение законотворческого органа,
непосредственное обсуждение проекта,
принятие закона, его обнародование (опубликование).
В юридической
литературе принято выделять
два вида официального вынесения
проекта на рассмотрение.
Первый - кооперативное
внесение, когда законотворческий
орган обязан рассмотреть поставленный
вопрос, т.к. связан волеизъявлением
инициатора проекта.
Второй - факультативное
внесение, когда от руководства
законотворческого органа зависит,
поставить ли в повестку дня
внесенный проект или оставить
его без рассмотрения, направить
ли для доработки или редактирования.
Здесь может использоваться право
законодательной инициативы.
Согласно ст.104
Конституции РФ правом законодательной
инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен -ной
Думы, Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы власти субъектов
РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд
РФ, Высший Арбитражный Суд.
Право законодательной
инициативы возникает только
с момента внесения законопроекта.
Этому праву соответствует обязанность
законотворческого органа принять
внесенный проект и включить
его рассмотрение в повестку
дня ближайшего заседания, рассмотреть
его и принять решение.
Проекты законов
и законодательных предложений
представляются к рассмотрению
вместе с обоснованием необходимости
их разработки, развернутой характеристикой
целей, задач и основных положений будущих
законов и их местом в системе законодательства,
а также ожидаемых социально-экономических
последствий их применения. При этом указываются
коллективы и лица, принимавшие участие
в подготовке законопроекта, реализация
которого потребует дополнительных и
иных затрат, прилагается его финансово-экономическое
обоснование, проводится регистрация
законопроекта.
Зарегистрированный
законопроект или законодательное
предложение для предварительного
рассмотрения и подготовки предложений
о дальнейшей работе над ним,
как правило, направляются в
соответствующие комитеты Государственной
Думы и одновременно в комитет
по законодательству.
Здесь необходимо отметить,
что некоторые ученые включают еще
"две дополнительные стадии официального
прохождения проекта нормативного
акта в законотворческом органе. Это
рассмотрение и доработка проекта
во вспомогательном аппарате законотворческого
органа и включение в повестку
дня заседания законотворческого органа
рассмотрения внесенного проекта".
Такую точку зрения высказывают авторы
монографии "Правотворчество в СССР".
Следующая стадия
- это внесение законопроекта
в повестку дня заседания
законотворческого органа, чаще
всего это Государственная Дума.
Утверждение повестки дня - прерогатива
самого законотворческого органа,
который решает, какие вопросы
и в какой последовательности
должны быть рассмотрены на
заседании.
Обсуждение
любого проекта начинается с
доклада по нему. В качестве
докладчика, как правило, выступает
инициатор законопроекта. В докладе
любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматривае -мого
проекта, о целях, которые стоят перед
данным актом, характеризуется основное
содержание проекта, важнейшие его новеллы,
показывается, кто привлекался к разработке
проекта. Также заслушиваются содоклады
головной комиссии, оглашаются письменные
заключения.
По результатам
обсуждения Государственная Дума
одобряет основные положения
проекта или отклоняет его.
Проводится и второе чтение
законопроекта.
Принятие официального
решения по проекту законодательного
акта - это решающая стадия официального
прохождения проекта в законодательном
органе.
После детального
обсуждения законопроект принимается
в целом. Решение по актам
принимается большинством голосов
от общего числа депутатов
Государственной Думы. Согласно
ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые
Государственной Думой нормативные
акты в течении пяти дней направляются
для рассмотрения в Совет Федерации. Для
одобрения закона в Совете Федерации необходимо,
чтобы за него проголосовали более половины
членов палаты. Закон считается принятым, если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен в Со
- вете Федерации. Если возникают разногласия, то создается специальная комиссия,которая
рассматривает возникшие разногласия
и ищет пути их устранения, дает свое заключение.
После урегулирования разногласий проект
законодательного акта вновь становится
предметом рассмотрения Государственной
Думы. При несогласии Государственной
Думы с решением Совета Федерации для
принятия закона необходимо, чтобы две
трети членов этой палаты при повторном
голосовании одобрили этот законопроект.
Законы РФ
подписываются и обнародуются
Президентом РФ в течение 14
дней. Президент вправе вернуть
до истечения указанного срока
Федеральный закон для повторного
рассмотрения. В этом случае закон
подписывается Президентом в
семидневный срок после его
повторного принятия двумя третями
голосов в обеих палатах парламента.
Процесс
создания закона завершается
его опубликованием. Опубликование
законов главная предпосылка
их вступления в силу и юридическое
основание презумпции знания
законов. Опубликование законов
осуществляется в соответствии
с Указом Президента "0 порядке
опубликования и вступления в
силу Федеральных законов" 13.
Законы публикуются в "Собрание законодательства
Российской Федерации" и в "Российской
газете". С этого момента закон считается
официально действующим на территории
РФ. На этом процесс создания закона заканчивается.
Заключение.
Итак, делая
вывод всего вышесказанного, процесс
правотворчества – это сложный социальный
процесс, сочетающий в себе действие законов,
объективной действительности и субъективную
волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных,
выражающих общественные потребности
законов, может служить основой эффективного
правотворчества, основным показателем
которого является реальное действие
права.
Список
использованной литературы
- Публикация А.П. Мазуренко “Цели,
средства и результаты правотворческой
политики” \ http://elibrary.ru/item.asp?id=15207323&
- Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года.
- Общая теория права и государства.
Учебник \ Под ред. Лазарева В.В. – М: Юрист
2002
- Спиридонов Л.И. Теория государства
и права. Учебник.- М: 1995.
- Венгеров А.Б. Теория государства
и права: Учебник.- М.: Омега-Л, 2004.
- Кашанина Т.В. Юридическая техника:
Учебник.- М.: Эксмо, 2008.- 512 с.
- Комаров С.А., Мальков А.В. Теория
государства и права: Учебник.- М.: НОРМА,
2000.
- Общяя теория права.
- Лазарев В.В., Липень С.В. Теория
государства и права: Учебник.- М.: «Спарк»,
2006.
- Нисневич Ю.А. и др. Законодательная
деятельность: Учеб. пособие.- М.: Аспект
Пресс, 2007.
- Общая теория государства и
права. В 2-х т. Т.2 /Под ред. М.Н. Марченко.-
М.: «Зерцало», 2004.
- Поленина С.В. Законотворчество
в Российской Федерации.- М.: Институт государства
и права РАН, 2002.
- Теория государства и права:
Учебник /Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма,
2003.
- Тихомиров Ю.А., Зражевская
Т.Д. Правотворчество области как субъекта
Российской Федерации //Государство и
право.- 2003.- №1.- С.12-17.
- Черданцев А.Ф. Теория государства
и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2007.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.,
том 1, 3. С. 63, 64, 162
2
Пиголкин Л.С. Теория государства и права.
Учебник, 1980. С. 114, 117, 153
3
Общая теория права и государства: Учеб
пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея,
2002. С. 344
4
Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226
5
«Источники права», Зивс С.Л..- М.: «Наука»,
1981. С.8
6
Общая теория права и гос-ва: Учебник/
Под редакцией В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб.
и доп.-М.:Юристъ,1996. С.143
7
«Прецедент в английском праве»,Кросс
Ю. Под. общ. ред. Ф.М. Решетникова. – М.:
юрид. л-ра, 1985. С. 158
8
Пиголкин Л.С. Теория государства и права.
Учебник, 1980. С. 117
9
Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права:
общая теория права и государства, учебник.
- М.: Юридическая литература, I994. С. 123
10
Дюрягин И.Л., Приголкин А.С. Правотворчество
в советском Государстве – М.: Юридическая
литература, 1974. С. 157
11
Поленина С.В. Новое в системе законодательства
РФ № 12. – М.: Государство и право, 1994. С.
27
12
Алексеев С.С. Как готовить закон. – М.:
Известия, I992. I4 декабря.
13
Собрание актов Президента и Правительства
P.Ф. I994.- №15 Ст.1173.