Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить основные этапы развития института надзора за исполнением уголовных наказаний в средневековом праве в законодательстве Российской Империи и советском законодательстве.
Задачи :
Выявить основные особенности института надзора за исполнением уголовных наказаний по различным памятникам права и разным эпохам
2.Дать обзор нормативно – правовым актам по теме надзор за исполнением уголовных наказаний
Введение…………………………………………………………………………………………… 3.
Глава 1………………………………………………………………………………………………..4.
Надзор за исполнением уголовных наказаний по памятникам средневекового права.
Глава 2. Институт надзора за исполнением уголовных наказаний в законодательстве Российской Империи……………………………………………………7.
Глава 3
Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний в советском законодательстве………………………………………………………………………………………….18.
Заключение…………………………………………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………
Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные виды преступления. Например, за нарушение христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившееся в идолопоклонстве, чародействе (чернокнижничестве), могла быть назначена смертная казнь в виде сожжения (артикул 1), а за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь (артикул 3). За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, а если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось ещё и рвание конечностей клещами (артикул 124). За корыстное убийство, убийство путем отравления, убийство своего отца, матери либо дитя в младенчестве применялась смертная казнь колесованием - дробление тела окованным колесом (артикулы 161, 162, 163).
Артикул отказался от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, если во время её исполнения преступник сорвался с виселицы. По новым правилам палачу надлежало исполнить смертный приговор до конца, как при неудачной попытке повешения, так и в случае, когда не удалось отсечь голову одним ударом меча (артикул 204).
Расширилось
применение телесных наказаний. К членовредительским
мерам относились: пробитие рук гвоздем,
отсечением пальцев или руки, отрезание
носа и ушей и т.д. Например, за драку
с ножом виновного надлежало,
взяв под виселицу, пробить ему
руки гвоздем или тем ножом, которым
он дрался (артикул 143); за принесение ложной
присяги преступнику следовало
отсечь два пальца, которыми он присягал
(артикул 196); за поднятие на кого-либо пистолета
или шпаги с намерением нанести
вред, предписывалось отсечь злоумышленнику
руку (артикул 144); за кражу в походе
предусматривалось отрезание
К телесным наказаниям также относилось битье кнутом, батогами, шпицрутенами, заковывание в железо и др. Кроме того, в ряде случаев преступник подлежал клеймению каленым железом.
Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок либо бессрочно. Каторжные работы могли быть назначены, к примеру, за нарушение христианской заповеди «не прелюбодействуй» (артикул 170), вечной ссылкой на галеру (если не была применена смертная казнь) наказывалось мужеложство и изнасилование (артикулы 166, 167).
В ряде норм (артикулы 89, 90 и др.) упоминалось «жестокое наказание» без определения его конкретного вида. В ст. 2 главы «Об оглавлении приговоров в наказаниях и казнях» разъяснялось, что к жестоким наказаниям относятся: отсечение пальцев или руки, ссылка на каторгу вечно или на несколько лет, тяжелое заключение, шпицрутены8 и лозы, битье кнутом, запятнание железом, обрезание.
Основными наказаниями по Артикулу воинскому 1715 г. и Соборному уложению 1649 г. было не тюремное заключение, а телесные (членовредительские) виды наказаний и смертная казнь
Телесные наказания применялись не только в качестве уголовных наказаний, но и в качестве дисциплинарных взысканий в пенитенциарных (тюремных) заведениях царской России.
В рассматриваемый период истории ни специальных учреждений по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний, ни специализированного законодательства в этой сфере создано не было , но Пётр 1 в 1722 году создал государственный орган- прокуратура , которая занималась общим надзором за всеми государственными учреждениями.
Екатерина II и ее идеи о создании пенитенциарного права. Среди особенностей становления отечественной системы исполнения уголовных наказаний можно отметить достаточно поздний переход к гуманистическим принципам содержания заключенных. Известно, что только во второй половине ХVII века государство всерьез обратило внимание на проблемы правовой защиты содержащихся под стражей. В процессе проводимой Екатериной II реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года9 возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах.
Существенный вклад в
идеологию создания пенитенциарного
права внес проект Екатерины II об устройстве
тюрем, который предусматривал совершенствование
системы тюремных учреждений, гуманизацию
условий содержания заключенных, определение
правового статуса
В 19 веке существенно развивается институт наказаний и надзор за их исполнением. Отменены многие виды телесных наказаний и сокращён перечень преступлений за которые могла быть применена смертная казнь , расширялись такие наказания как лишение свободы и ссылка .
Проанализируем Свод Законов Российской империи10.
Суровыми наказаниями по Своду Законов Российской империи.
Особенно суровыми были наказания за государственные преступления: злоумышление против «священной особы государя императора», бунт против верховной власти и государственная измена (ст. 263-282). Основными мерами наказания за эти преступления были смертная казнь, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга.
Ряд статей, предусматривавших наказание крепостных за выступления «против своих господ» (ст. 1907-1911), приравнивались к статьям «О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленным от него властям» (ст. 183 –290); карательные меры включали телесные наказания, клеймение, ссылку на каторгу сроком до 15-20 лет, ссылку на жилье (самой мягкой мерой было заключение в смирительный дом). Для помещиков, «не желающих употреблять предоставленных им по закону домашних исправительных мер» в случае «упорного неповиновения» крепостных, «хотя и без явного восстания», государство охотно предоставляло свои карательные органы, где по просьбе помещика крепостного могли наказать розгами от 20 до 50 ударов (ст. 1908); розгами до50 ударов наказывались также крестьяне, подавшие жалобу на своего помещика (ст. 1909).
Господствующие верхи
считали «Уложение о
Исправительные наказания
К исправительным наказаниям
относились: лишение всех особенных
прав и преимуществ и ссылка в
Сибирь, отдача в исправительные арестантские
отделения, ссылка в другие губернии,
заключение в тюрьме, в крепости,
арест, выговор в присутствии
суда, замечания и внушения, сделанные
судом или должностным лицом,
денежные взыскания. Лишение всех особенных
прав и преимуществ заключалось
в лишении почетных титулов, дворянства,
чинов, знаков отличия, права поступать
на службу, записываться в гильдии,
быть свидетелем и опекуном. Применялось
также частичное лишение
Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие. Главные составляли 11 родов наказания, дополнительные следовали за главными (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла), заменяющие могли заменить главные, Все эти наказания считались общими.
Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалования, замечание) и исключительные наказания (лишение христианского погребения, частичное лишение права наследования).
Система преступлений включала 12 разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.
Интересно отметить, однако,
одно обстоятельство. Глава «О наказаниях»
содержала самостоятельное
Органы осуществляющие надзор за исполнением наказаний.
В Российской империи отсутствовали специальные органы осуществляющие надзор за исполнением уголовных наказаний , которое получило большое развитие только в середине 19 века. В соответствии со сводом учреждений и уставов о содержащихся под стражей по указанию Александра 1 было
учреждено 19 июля 1819 по указанию Александра I с целью «улучшения как нравственного и физического состояния арестантов, так и мест заключения»11 создано попечительство о тюрьмах в которое входили родовая аристократия , митрополит , архиепископ и пастор. Целью создания являлось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключённых.
Главная особенность заключается в том , что целью наказания преступников являлось их исправление , что обнаруживается впервые , всё это положило начало новой эпохе к созданию исправительно-трудового законодательства.
В попечительство о тюрьмах входили следующие положения.
-Внутреннее устройство тюрем со всем необходимым для безопасности заключённых.
Возглавлял попечительство министр юстиции . ( ст. 70 «Свода учреждений и уставов».
Вице-президентами губернских
комитетов стали прокуроры
Возникла определённая потребность осуществлять надзор за исполнением уголовных наказаний именно органами прокуратуры.
И так 8 декабря 1878
г. Александром вторым было
утверждено Положение комитета
министров о порядке
Наблюдение за правильностью задержания каждого заключённого и порядка содержания их в установленном месте заключения.
Просмотр и отправление бумаг написанных арестантами.
Надзор за содержанием в камерах.
Таким образом органы прокуратуры получили право осуществлять надзор за тюрьмами , условиями содержания заключённых .
Параллельно с органами прокуратуры с указом императора Александра II 27 февраля 1879 года в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления (ГТУ), в его состав входила тюремная инспекция 13. эта инспекция не имела аналогов в зарубежной пенитенциарной практике. На нее возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Объем функций и порядок работы тюремной инспекции был регламентирован Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы. Эта своеобразная инструкция и сегодня представляет интерес. Например, в процессе проверки тюремные инспектора обязаны были проверить и отразить в актах ревизии следующие моменты:
- состояние тюремных зданий, размеры и вместимость помещений, все условия, касающихся тюремных зданий, которые могли бы иметь значение при обсуждении вопроса о расширении, перестройке, приспособлении и улучшении мест заключения;
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний