Школа научного менеджмента Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления. Думаю для этого необходимо раскрыть биографию ученого. 20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания - 21.3.1915, Филадельфия - американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда. Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем - в академии Ф.Экстера, Нью-Хэмпшир, в 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878 г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком. А с 1882 г. по 1883 г. - начальником механических мастерских.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2
1. Возникновение научного управления ………………………………… 4
1.1 Предпосылки возникновения научного управления ………………… 4
1.2 Возникновение научного управления ……………………………….. 7
2. Эволюция идей Тейлора ………………………………………………. 14
2.1 Развитие концепций Тейлора его последователями ………………… 14
2.2 Отражение научного управления в современности ………………… 16
Заключение ………………………………………………………………... 20
Список литературы ……………………………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

Школа научного менеждмента Ф. Тейлора.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Следует также особо отметить, что в  рамках "новой школы" был выработан  подход, связанный с кибернетикой и теорией автоматического управления. Этот подход получил название системного, главная задача которого состоит в повышении эффективности организации в целом, что не тождественно задаче оптимизации эффективности всех элементов организации. Сущность системного подхода состоит в следующем:

1. формулирование  целей и установление их иерархии  до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; 

2. получение  максимального эффекта в смысле  достижения поставленных целей  путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;

3. количественная  оценка целей и средства их  достижения, основанная на всесторонней  оценке всех возможных и планируемых  результатов деятельности.

      Системный анализ, впервые примененный в США для военных целей, в дальнейшем получил широкое распространение и в практике управленческой деятельности на производстве.

      Российские  научные исследования в области  проблем управления занимают прочные  позиции, но ограниченность, связанная с чрезмерной идеологизацией, привела теорию социалистического управления в тупик. В конечном счете, распад СССР, экономический кризис в последний период его существования и последующее кардинальное изменение экономической: стратегии в направлении развития рыночных отношений в странах СНГ определили переориентацию направлений исследований в области теории и практики управления в постсоветских республиках, получивших политическую независимость.

      Наряду  с усиливающимся стремлением  выявить положительные моменты научного управления нельзя отрицать наличие определенных недостатков, и прежде всего "игнорирование человеческого фактора". Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему "научно обоснованных инструкций".

      Хотя  управление образует особую, специфическую  область человеческой деятельности, оно не существует само по себе как  совершенно самостоятельный процесс, а включено в более широкую систему, определяющую видовые особенности управления. Видовые особенности формы управления определяются тем, каков предмет управления. Это не значит, что не существует общих принципов, закономерностей управления, относящихся ко всем его разновидностям. Эту группу закономерностей, как известно, рассматривает кибернетика, которая, исходя из общего, имеющего универсальное значение понятия управления, формулирует принципы, применимые в любой качественно своеобразной системе.

      Важный  вопрос теории управления - это соотношение  общих и специфических признаков  управления. Преувеличение роли общих  признаков в управлении предприятием несостоятельно и ведет к практическим ошибкам. Определяя сущность управления предприятием нужно иметь в виду, что в нем, как в любой другой системе, проявляются общие и специфические черты управления, последние полнее отражают сущность данной функции управления.

      Общие закономерности управления проявляются  в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с ее специфическими закономерностями.

      Таким образом, сущность управления может  быть раскрыта на основе использования  достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты.

      В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Органы и процессы управления различаются на различных уровнях и неодинаковы в различных социальных организациях. В управлении необходимо учитывать и согласовывать многообразные вопросы - политические, экономические, организационно- технические и социально-психологические.

      В процессе управления осуществляется объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участников в единое целое. Исследования процессов  синтеза всех элементов в единое целое, изучение управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления и является предметом изучения управления.

      В теории управления используется логический метод, и формулируются логические законы. Логика принятия управленческих решений в экономике в значительной степени поддается формализации. В связи с этим особое место в изучении проблем управления занимают экономико-математические методы.  

Заключение

      Управление  представляет собой сложное субъектно-объектное  соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается также областью творчества, искусства. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.

      Наряду  с усиливающимся стремлением  выявить положительные моменты  научного управления нельзя отрицать наличие определенных недостатков, и прежде всего "игнорирование  человеческого фактора". Тейлоризм  трактует человека не как субъект, а  просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему "научно обоснованных инструкций".

      Научное управление по Тейлору сосредотачивалось  на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Валовой Д.В. История менеджмента. – М 2009.

2. Голосенко  И.А. «Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной  России»

3. Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента: Учеб. Пособие - Мн.: Новое знание, 2010.

4. Керже Вопрос  об отношении к системе Тейлора  в связи с переходом стран  СНГ к рыночным отношениям  вновь актуализировался.

5. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент. –  М.: Гардарики, 2009.

6. Бовыкин В. Новый менеджмент. М. 2010

Информация о работе Школа научного менеджмента Тейлора