Шпаргалка по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".

Работа содержит 1 файл

тгп шпора.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

Иногда государственная  власть оказывается в руках узкой  группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные  приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Да, классовый  характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство  постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности односторонней. 

15 вопрос. Предмет и методология теории государства и права.

  Теория  государства и права относится  к общественным наукам. Ее предметом  являются общие закономерности возникновения, развития, смены государственно-правовых явлений.

  Теорию  государства и права можно  определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях  возникновения и существования  государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений.

  Для предмета теории государствам права  характерны следующие особенности:

1. Теория  государства и права изучает  общие политико-юридические закономерности  возникновения, развития,

функционирования  государства и права, знание которых  позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство  и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют  и не могут существовать друг

без друга. В юридической науке все большее  распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства  и права в теорию права и  государства. Это не просто «перемена  мест слагаемых». Тем самым подчеркивается приоритетное положение права, необходимость  подчинения государства праву, что  имеет особое звучание в свете  задач построения правового государства.

3. В теории  государства и права исследования  строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном:

     1) государство и право нужно  изучать такими, какими они должны  быть (первоначально следует разработать  учение об идеальном государстве);

     2) государство и право нужно  изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих  государств позволяет выявлять  их сущность, особенности; сравнение  с идеальной моделью дает возможность  определять пути дальнейшего  развития, совершенствования российской  государственности).

  Методологической  основой теории государства и  права является философия, которая  изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методологическое значение имеют общие  философские категории (например: сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип комплексности),общенаучные  приемы познания (например, анализ и  синтез). Теория государства и права, используя философские категории, изучает, какое выражение они  находят применительно к государству  и праву.

  Методы  теории государства и права можно  разделить на общие, специальные  и частные. К общим методам, например, относятся:

1) метод  анализа и синтеза (изучается  структура государства и права,  определяется характер взаимодействия  между составными элементами: аналитические  знания отдельных сторон государства  и права синтезируются и превращаются  в общие представления);

2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе  наиболее существенное и закономерное  и выразить в научных категориях);

3) метод  восхождения от абстрактного  к конкретному и от конкретного  к абстрактному.

  В последние  годы все большее распространение  получают специальные методы познания, такие, например, как:

4) функциональный (структурные элементы государственно-правовых  систем рассматриваются с точки  зрения их

социального назначения, роли, функции);

5) статистический (состояние государственно-правовых  явлений отражается с помощью  количественных данных);

6) индукция  и дедукция.

  Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

  Таким образом, метод теории государства  и права сложен по своей структуре. Он представляет собой совокупность общефилософских, общенаучных и  частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И находится в стадии нового осмысления и развития.

16 вопрос. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый  принцип организации власти. В  Российской Федерации им является принцип разделения властей . Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном  уровне организации государственной  власти в Российской Федерации система  сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую  структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

17 вопрос. Теории происхождения государства

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных  с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная  теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"